Когда надо начинать развивать моторику пальцев?

Как развить мелкую моторику у дошколят?



Гармоничное воспитание дошкольника – это сложный и многогранный процесс, требующий от родителей определенных усилий. Своевременное и разностороннее формирование крохи гарантирует успех в дальнейшем обучении и позволяет воспитать творческую и смышленую личность.

Ранее развитие мелкой моторики обеспечивает быстрое становление навыков речи, ведь ни для кого не секрет, что нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев напрямую связаны с участками головного мозга, отвечающими за речевые функции. Исходя из этого родители должны понимать, что чем раньше они будут предлагать своему чаду выполнять упражнения, активирующие работу маленьких ручек, тем раньше он начнет разговаривать и радовать их первыми вопросами и ответами.

В свою очередь, раннее приобретение речевых навыков способствует быстрому интеллектуальному развитию, ведь научившийся говорить ребенок – это настоящий кладезь всевозможных вопросов. Отвечая на них, родители объясняют своему чаду многие природные явления, рассказывают об элементарных понятиях, учат его мыслить логически и отвечать за свои поступки, тем самым обеспечивая ему более быстрое умственное развитие и более легкую социальную адаптацию в дошкольном учебном учреждении.

Когда надо начинать развивать моторику пальцев?

Новоиспеченная мама рано или поздно задается вопросом: в каком возрасте необходимо начинать делать упражнения для маленьких пальчиков? С рождения! Возможно, ответ вас удивит, но это действительно так! Давайте вспомним в каком состоянии находятся ручки плода, находящегося в утробе матери. Правильно, они сжаты в кулачки, так же, как и пальцы только что родившегося крохи. Поэтому задача матери помочь его крохотным ручкам расслабиться и раскрыться, а посодействует в этом регулярный несложный массаж, произведенный путем легкого поглаживания ладошек и пальчиков. Это простое, но очень действенное упражнение поможет снять тонус с ручек ребенка, вследствие чего разожмутся кулачки, и он начнет совершать свои первые хватательные движения.

Массаж пальцев рук и ладошек

Кроме снятия тонуса и улучшения кровообращения, массаж ручек приносит ребенку огромную пользу. Дело в том, что каждый его палец отвечает за нормальную работу внутренних органов.

  • Мизинец за работу сердца
  • Безымянный улучшает работу печении
  • Средний отвечает за позвоночник и кишечник
  • Указательный за функционирование желудка
  • Большой (самый важный) за работу головного мозга.

Техника массажа довольно простая, но для положительного эффекта требуется его регулярное выполнение.

  • Держа ручку ребенка в своей ладони, тщательно проработайте каждую фалангу пальчика начиная от ногтя.
  • Делайте массаж подушечек на пальцах ребенка, легонько надавливая на них.
  • Массируя ладонь крохи, совершайте круговые движения по часовой стрелке указательным пальцем.
  • Несильно надавливайте своим большим пальцем на центр ладони малыша.

Когда надо начинать развивать моторику пальцев?

Упражнения на моторику для детей до года

В возрасте нескольких месяцев малыши уже умеют захватывать и удерживать в руках погремушку, и этот навык становится еще одним важным этапом в развитии мелкой моторики. В 6 месяцев, когда они уже осваивают перевороты со спины на животик, и умеют подолгу находиться в этом положении, приподнимая при этом предплечья, необходимо раскладывать перед ребенком игрушки разнообразных форм: погремушки, машинки с колесиками и другими мелкими деталями, которые могут заинтересовать кроху.

Важно помнить, что во избежание несчастных случаев, занятия в которых задействованы мелкие предметов обязательно должны проходить под наблюдением взрослых.

Весьма интересным занятием для детей грудного возраста становится изучение красочных игрушек, подвешенных к дугам развивающего коврика. Яркие погремушки, издающие звенящие, шуршащие и гремящие звуки очень привлекательны для маленького исследователя, и он подолгу может знакомиться с новыми для него предметами, трогая и рассматривая их.

Когда надо начинать развивать моторику пальцев?

Ближе к году дети начинают проявлять интерес к различным пальчиковым занятиям. В этом возрасте им интересны такие потешки, как «Ладушки» или «Сорока-белобока», когда мама или папа показывают движения и просят малыша повторить их. В начале игры «Сорока», мама сама водит пальцем по детской ладошке, загибает пальчики и приговаривает: «Сорока-белобока кашу варила…», а затем малыш должен повторить ее действия.

Еще одно простое и эффективное упражнение для детей до года, это катание граненного карандаша ладошкой по ровной поверхности. Даже простое хлопанье в ладоши, является прекрасной тренировкой для развития моторики.

Игры для детей от 1 года до 3 лет

Для детей, еще не начавших посещать дошкольное образовательное учреждение, родители могут сами составить программу занятий на развитие мелкой моторики. Для этого достаточно освоить несколько простых игр и самим сделать пособия для них из подручного материала.

«Погремушка своими руками»

Для создания погремушки потребуется обыкновенная пластиковая бутылка, емкостью 0,5 литра и неограниченное количество разнообразных мелких предметов (бусинок, небольших пуговиц, фасолин, гороха и т. д., все зависит от вашей фантазии). Ребенок самостоятельно должен сложить все эти предметы в горлышко бутылки и закрутить крышку.

«Котенок»

Предложите вашему чаду представить себя в роли маленького пушистого котенка. Расскажите ему в какие игры любят играть эти милые создания, а затем выдайте ему клубок ниток, предварительно немного размотав его, задача крохи смотать нитки обратно.

«Разложи по емкостям»

Рассыпьте перед крохой несколько разновидностей небольших предметов (это могут быть фасолины, фигурные макаронные изделия, пуговицы, бусинки и т. д.) затем дайте ему несколько различных емкостей (стаканчиков, блюдец или мисочек) и предложите разложить каждый вид предметов в отдельную емкость.

«Игры с пальцами»

Можно придумать любые игры с ручками, зажимая их в кулак и поочередно разжимая, приговаривая какую-нибудь считалочку или стишок типа: «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять». Или попеременно касаться указательным пальцем остальных, как будто они здороваются и говорить: «Здравствуй пальчик мой родной, вот и встретились с тобой!»

«Занятия с пластилином»

Дети до трех лет еще не в состоянии вылепить из пластилина какую-либо фигурку, но, тем не менее он прекрасно подходит для занятий, развивающих мелкую моторику. Малыши могут катать из пластичного материала шарики или колбаски, делать аппликации лепешками из пластилина на листе бумаги, или приклеивать на него бусинки и пуговицы.

«Смышленый рыбак»

Налейте в тазик воды и бросьте туда небольшие игрушки для ванны или другие предметы, которые не будут тонуть. Сделайте малышу «удочку», привязав к палке небольшое ситечко и предложите с помощью этого приспособления выловить все игрушки и сложить «улов» в стоящее рядом небольшое ведерко.

Отличными занятиями для детей младшего дошкольного возраста станут всевозможные пазлы, пирамидки, конструкторы, сортеры и шнуровки, которые можно приобрести в магазине или сделать своими руками.

Упражнения от 3 до 5

После трех лет программа занятий, совершенствующих мелкую моторику усложняется. Вы также можете продолжать делать массаж ручек, только движения должны стать более жесткими, а продолжение одного сеанса увеличиться до 10 – 15 минут. Для массажа можно использовать небольшой мячик, вращая его между ладоней, катая вперед и назад, или сдавливая с двух сторон.

В среднем дошкольном возрасте надо обучать детей отыскивать правильный путь в простых лабиринтах или соединять нарисованные точки, с целью получить картинку какого-нибудь животного или знакомого предмета. Можно давать в руки ножницы и учить вырезать простые геометрические фигуры, из которых потом можно делать аппликацию на листе бумаги. В этот период кроха вполне может заниматься без посторонней помощи, отрабатывая навыки самообразования.

Когда надо начинать развивать моторику пальцев?

После трех лет можно начинать полноценные занятия с пластилином или тестом для лепки, обучая кроху создавать простые фигуры и комбинировать пластичный материал с более твердыми предметами: спичками, зубочистками, пуговицами и т. д.

Не стоит забывать, что дети очень любят различные игры с водой, песком или крупой, переливая или пересыпая их из одной емкости в другую.

Ребенка, который собирается или уже начал ходить в детское дошкольное учреждение крайне важно научить обслуживать себя самостоятельно, застегивать пуговицы, молнии и другие застежки, завязывать шнурки и самостоятельно одеваться, и раздеваться.

Дети очень любят рвать и комкать бумагу, а родители не должны запрещать им заниматься этим. Напротив, всячески потакайте своему чаду, дайте ему лист бумаги и предложить скомкать его таким образом, чтобы получился плотный комочек, который впоследствии, кстати, можно использовать для игр, развивающих меткость.

 

Выдавая крохе бумагу для таких забав обязательно нужно показать место, где она лежит, и объяснить, что брать подручный материал можно только там. В противном случае в один прекрасный день вы рискуете увидеть в корзине для бумаг важные документы или счета за квартиру.

Пальчиковая гимнастика

Еще одним важным моментом, играющим одну из главных ролей в развитии общей и мелкой моторики у детей, является пальчиковая гимнастика. Начинать практиковать эти упражнения можно с самого раннего возраста, но, разумеется, не раньше, прежде чем кроха начнет понимать, чего вы от него хотите.

Давайте попробуем понять, чем же так полезна подобная гимнастика для детей.

  • Различные упражнения и движения пальцами находят отклик в отделах головного мозга, отвечающих за речевое развитие, а значит со временем заставляет ребенка произносить слоги, слова и фразы.
  • Пальчиковые игры отвечают за общее развитие детей, учат их понимать взрослых и подражать им, регулируют эмоциональное настроение.
  • Учат сосредотачивать внимание и развивают его память.
  • Совершенствует силу и ловкость пальцев, которые пригодятся малышу при освоении навыков письма.

Начинать занятия пальчиковой гимнастикой необходимо с простых заданий, выполняя их медленно, чтобы ребенок повторял их и запоминал. Поначалу он будет путаться в движениях, но со временем у него появится определенный навык и тогда темп упражнений можно будет усложнить.

Ссылка на основную публикацию