Готовность самих родителей

Когда ребенок достигает 6-7 лет, у родителей возникает множество вопросов, касающихся подготовки к школе. Ведь просто купить ранец, форму и другие школьные принадлежности – это далеко не все, что необходимо для успешного обучения малыша. На что же необходимо обращать внимание?

 

Готовность самих родителей

Психологи говорят, что на успешность адаптации первоклассника и его последующего обучения в школе во многом влияет готовность родителей и их психологический настрой.

Отрицательный результат влечет за собой как чрезмерная тревожность взрослых, так и их безразличное отношение к новому этапу жизни ребенка.

Конечно же, важным является, организационный момент. Приобретение школьных принадлежностей, учебников, формы, ранца – не только хлопотно, но и приятно. Если ребенок будет принимать в этом непосредственное участие, то положительный настрой к школе обеспечен. Ведь известно, что у многих дошкольников в качестве мотивации выступает внешняя сторона школьного обучения.

Так же, не менее важным моментом является здоровье и безопасность будущего первоклассника. Для этого следует позаботиться о следующем:

  • Режим дня. После начала школьного обучения он станет отличным от того, к которому ребенок привык в дошкольном учреждении. Обязательно необходимо включать в него прогулки на свежем воздухе. Домашние задания следует выполнять во второй половине дня, но не вечером (желательно в 15-16 часов). Тогда ребенок успеет отдохнуть от школы, однако, не наступит вечерняя усталость.
  • Безопасность первоклассника. Первые месяцы обучения ребенка необходимо будет приводить и забирать из школы. Поэтому многие родители заранее начинают перестраивать свой рабочий график, чтобы могли это делать. Не следует забывать и о беседах по безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, которые постоянно нужно напоминать малышу, даже если он находится вместе со взрослым.
  • Приучение к самостоятельности. Одна из основных ошибок многих родителей – выполнение домашних заданий за ребенка. Большинство мам и пап желают, чтобы их малыш учился лучше всех. Поэтому они стараются ему помочь сделать задания идеально, а в итоге просто выполняют его сами. Результатом становится совершенно противоположный эффект – ребенок не может выполнять работу в классе, соответственно, приносит совсем не те оценки, что ожидают взрослые. Психологи и педагоги рекомендуют взрослым только контролировать выполнение заданий, давая подсказки лишь в крайних случаях (если ученик по какой-либо причине не усвоил тему на уроке).

Физическая готовность ребенка

Физиологическая готовность к школе является важным компонентом общего развития ребенка. Этот параметр оценивается педиатрами, которые смотрят на несколько критериев:

  • Биологический возраст. Специалисты обращают внимание на пропорции тела, которые должны соответствовать возрастным нормам, количество появившихся коренных зубов и пр.
  • Физическое развитие. Учитываются масса тела, рост, окружность грудной клетки.
  • Общее состояние здоровья. Педиатры условно делят детей на пять групп. Это необходимо для соответствующих рекомендаций по дальнейшему обучению, ведь встречаются дети, которые могут испытывать трудности при обучении в массовой школе из-за проблем со здоровьем.

Будущего первоклассника ожидает смена режима дня, значительное возрастание умственных нагрузок, установление новых связей с учителями и сверстниками. Все это приводит к напряжению функциональных систем организма ребенка, следовательно, отражается на его здоровье.

Для успешной адаптации, занятия по физической подготовке рекомендуется начинать не менее чем за год до поступления в школу. Особенно это касается детей, не посещающих дошкольные учебные учреждения.

Отношение ребенка к себе. Самооценка

Самооценка является важной составляющей личности, формирующимся непосредственно в дошкольном возрасте. Она состоит из следующих компонентов:

  • интеллектуальный;
  • эмоциональный.

У старшего дошкольника преобладает эмоциональная составляющая. Иначе говоря, самооценка формируется под воздействием отношения взрослых к ребенку и его положения в группе сверстников.

Любые продукты деятельности малыша неразрывно связаны с его личностью. Если взрослый негативно отзывается о рисунке, то ребенок переносит отрицательную оценку на себя.

В случаях, когда родители или другие члены постоянно критикуют дошкольника и его работы (пусть даже и обоснованно), большой риск формирования заниженной самооценки. В результате у ребенка появляются такие черты характера как неуверенность, замкнутость.

Избежать проблем с самооценкой поможет выполнение следующих рекомендаций:

  1. Взрослые являются непререкаемым авторитетом для ребенка. Любые оценочные высказывания перечеркивают умозаключения самого малыша. Авторитарные заявления родителей не только снижают самооценку, но и приводят к отсутствию собственного мнения уже во взрослом возрасте.
    Взрослым рекомендуется воздерживаться от категоричных заявлений («Мама лучше знает», «Папа не ошибается» и др.). Гораздо эффективнее в таких случаях является метод убеждения с аргументацией высказывания.

  2. Взрослым необходимо грамотно оценивать деятельность ребенка. Любая критика должна подаваться в мягкой форме и быть нацелена непосредственно на работу малыша, не касаясь его личности. При этом следует подбодрить дошкольника, сказав, что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  3. Если у ребенка что-то не получается, то нужно помочь ему, и ни в коем случае не упрекать.
  4. Взрослые должны избегать сравнения ребенка со сверстниками, особенно в пользу других.

Заниженная самооценка часто приводит к проблемам адаптации первоклассника в новом коллективе. Такие дети могут получить социальный статус «отвергаемого» или «изолированного». В дошкольном возрасте родители еще могут корректировать самооценку. При обнаружении проблемы в первом классе желательно обратиться к школьному психологу, который поможет исправить ситуацию.

Интеллектуальная подготовка к школе

В интеллектуальную готовность к школе включается несколько факторов. В идеале, ребенок, пришедший в первый класс, должен обладать следующими характеристиками:

  • Иметь необходимый запас знаний об окружающем мире;
  • Хорошо ориентироваться во времени и пространстве;
  • Уметь сравнивать группы предметов, выделять существенные и несущественные признаки;
  • Уметь составлять простые тексты по изображению и группе картинок;
  • Понимать и выполнять словесные инструкции;
  • Иметь развитую тонкую моторику (умение держать карандаш, обладать простыми навыками рисуночной деятельности);
  • Иметь устойчивое произвольное внимание.

Общая осведомленность

К 6-7 годам ребенок уже должен обладать достаточно широкими знаниями об окружающем мире.

Дошкольник должен знать:

  • свое полное имя;
  • домашний адрес, город и страну, в которой он живет;
  • основные правила дорожного движения;
  • членов семьи, их имена, род занятий;
  • основные цвета и оттенки;
  • времена года, их признаки;
  • профессии.

Кроме того, ребенок должен владеть прямым и обратным счетом в пределах 10, уметь сравнивать числа, решать простые задачи («больше на …», «меньше на …»). У дошкольника должны быть сформированы понятия о множествах, формах и размерах, величине.

Умение ориентироваться во времени и пространстве

Время и пространство являются специфичными понятиями, которые труднее всего усваиваются дошкольниками. Это связано с тем, что они не являются материальными, и дети не могут их «увидеть». Поэтому в занятиях с будущими первоклассниками особое внимание следует уделять пространственному ориентированию. К началу школьного обучения ребенок должен:

  • знать времена года, их признаки;
  • уметь называть месяца года;
  • ориентироваться в днях неделях, частях суток;
  • знать понятия «лево»-«право»;
  • уметь определять расположение предмета (над, перед, за, около, между и др.).

Для формирования временных понятий, следует включать в занятия следующие вопросы и задания:

  1. Если ты завтракаешь утром, то обедаешь … (днем).
  2. Какое время суток наступает после вечера?
  3. Какое время суток между вечером и утром?
  4. Как называется третий по счету день недели?
  5. Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
  6. Назови осенние (летние, зимние, весенние) месяцы.
  7. В какое время года у тебя (мамы, папы, сестры) день рождения?
  8. Какое время года наступает после весны?
  9. В какое время года мы лепим снеговика? Почему?

Использование пословиц, стихов, загадок о временных категориях способствует лучшему усваиванию этих понятий.

Для изучения пространственных ориентиров следует рассматривать различные иллюстрации. Взрослый может задавать ребенку вопросы типа «Где находится тот или иной предмет?», «Что находится рядом с …?» и т.п. С этой целью эффективно применять упражнение «Елочка». Дошкольнику предлагается нарисовать дерево посередине листа. После того, как он это сделает, взрослый просит нарисовать под елочкой гриб, над елочкой – солнце, рядом – зайчика и др.

Для развития пространственных представлений детям предлагаются графические диктанты. Они выполняются на листах в клеточку, где необходимо составить узор по подсказке. Взрослый при этом дает инструкции: одна клеточка вправо, две вверх, одна влево и т.д.

Развитие памяти

Непроизвольная память у дошкольника в норме развита в достаточной мере. Иначе говоря, то, что ему интересно или вызывает какие-либо эмоции, он очень быстро запоминает. У ребенка в 5-6 лет только начинается формирование произвольной памяти. Этот вид психического процесса предусматривает приложение усилий для запоминания какого-либо материала. В школе, без сомнения, учитель будет опираться именно на произвольные действия.

У будущего первоклассника преобладает наглядно-образная память (с опорой на иллюстрации и наглядный материал) и только начинает формироваться словесно-логическая. Для того чтобы определить уровень развития познавательного процесса, можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи картинки».

Ребенку показывается 5-6 картинок на листе в течение нескольких секунд. Затем лист убирается, а малыша просят назвать предметы, которые он запомнил. Дети с хорошо развитой памятью называют все предметы (допускается 1 ошибка).

Психологами рекомендуется игра «Что изменилось». В течение 10 секунд дошкольник смотрит на расставленные игрушки, затем отворачивается. Взрослый меняет расположение некоторых предметов, а ребенок должен назвать, какие изменения произошли.

Развитие мышления

Развитие логического мышления поможет ребенку быть успешным в школьном обучении. Будущий первоклассник должен обладать следующими умениями:

  • Уметь анализировать;
  • Выполнять сравнение;
  • Устанавливать закономерности;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Обобщать предметы по определенным признакам.

При поступлении в школу ребенок должен знать такие группы предметов, как «фрукты», «овощи», «мебель», «посуда», «транспорт» (разграничивать воздушный, наземный, водный) и др.

Для развития логического мышления используются упражнения «Исключи лишнее» (ребенок должен аргументировать выбор), «Назови одним словом», «Что было раньше» и др.

Развитие внимания

Внимание, как и память, у дошкольника преобладает непроизвольное. Дети интересуются лишь предметами, которые кажутся им внешне привлекательными или по другой причине их интересуют.

Для формирования произвольного внимания у будущих первоклассников, психологи рекомендуют чаще предлагать малышам рассуждать вслух.

Для развития внимания используются такие знакомые всем с детства игры, как «Съедобное-несъедобное», «Мы были в зоопарке…» и др. На занятиях применяются задания «Найди отличия между картинками», «Найди пару одинаковых изображений».

Развитие речи

Речь имеет большое значение в общем развитии ребенка. Плохо говорящие дети обычно становятся застенчивыми и замкнутыми. Они пассивны на уроках и редко участвуют в общественной жизни школы. К тому же неправильное произношение в устной речи и недостаточно сформированный фонематический слух приводят к ошибкам на письме.

Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать и уметь следующее.

  • Четко произносить все звуки речи, не делать ошибок при проговаривании сложных слов (иллюстрация, конструктор и др.) и предложений.
  • Слышать и дифференцировать звуки, различать, на каком месте находится звук в слове (в начале, середине, конце).
  • Делить слова на слоги.
  • Правильно изменять формы слова и образовывать новые лексические единицы. Например, «сок из яблок» — «яблочный сок», «варенье из клубники» — «клубничное варенье». Называть предметы уменьшительно-ласкательно (гриб-грибочек, куст-кустик).
  • Называть действия, подбирать антонимы (широкий-узкий, высокий-низкий) и синонимы.
  • Составлять подробный рассказ по иллюстрации или группе картинок.
  • Объяснять значение определенного слова.

Развитие речи можно стимулировать не только специальными занятиями, но и в ежедневном общении с ребенком. Эффективным в данном направлении является использование упражнений «Продолжи рассказ» и аналогичные. В дошкольном возрасте следует уделять большое внимание чтению книг малышам. Этому занятию следует отводить от 30 минут в день.

Развитие воображения

Для развития воображения ребенку необходим практический опыт и расширение представлений об окружающей действительности. К примеру, в играх дошкольникам часто даются словесные инструкции. При этом ребенок будет подчинять им свои действия, выполнять что-либо целенаправленно. Представляемые образы дошкольник должен каким-либо образом выражать: лепить, рисовать, говорить и др.

Воображение не должно рассматриваться как обычное фантазирование. Оно должно быть направлено на создание какого-либо продукта деятельности: рисунка, поделки, истории.

При развитии воображения необходимо ориентироваться на то, что оно должно быть своеобразным отображением окружающей действительности. Занятия творчеством являются важнейшим и незаменимым элементом общей подготовки к школе. В уроки по развитию воображения следует включать упражнения «Сочини сказку», «Что было бы, если …» и аналогичные.

Подводим итоги

Любые занятия с дошкольниками должны проводиться в игровой форме, так как именно игра является преобладающим видом деятельности в этой возрасте. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться, что приведет к негативному отношению к учебе и к самой школе.

Не следует возлагать на ребенка слишком большой груз обещаний «ты обязательно должен быть отличником», «учись только на 5» и пр. Если первоклассник не сможет отвечать этим требованиям родителей, то он становится тревожным, замкнутым, болезненным. Взрослые должны понять сами и объяснить ребенку, что отметка – это не всегда совершенная система оценивания. И даже если он получил не то, что ожидал, то в следующий раз у него обязательно получится сделать лучше.

Многие родители сильно тревожатся, когда их ребенок собирается в первый класс. В таких случаях необходимо помнить, что дети «считывают» состояние взрослых.

Чрезмерная тревога может передаться малышу, в результате чего и так непростой период адаптации будет осложнен дополнительными проблемами. Поэтому родителям необходимо глубоко выдохнуть и спокойно наблюдать за тем, как их малыш делает свой первый шаг во взрослую жизнь.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию