Значение игр на бумаге для ребенка

Игры на бумаге – это категория игр, для проведения которых не требуется каких-либо игрушек или предметов, кроме обычного листа бумаги и карандашей. Такие игры очень удобны, ведь играть можно где угодно: в дороге, в транспорте, в очереди в поликлинике, на переменке в школе и даже в помещении в плохую погоду.

Такой досуг полезен для развития логики, мышления, памяти у детей. Недаром же практически все родители в свое время играли в такие игры на бумаге. Целью нашей статьи не является агитация детей и взрослых учиться именно так проводить свой досуг, но использовать игры на бумаге для развития детей все же стоит.

Значение игр на бумаге для ребенка

Игровая деятельность занимает основное место в жизни ребенка. Игры служат для познания окружающего мира и развития у ребенка различных навыков и умений.

Игры на бумаге заслуженно относятся к развивающим. Такие игры не пустое времяпровождение, они способствуют развитию у детей:

  • Внимания и наблюдательности.
  • Способности концентрировать свое внимание.
  • Логики и умения рассуждать.
  • Творческого мышления.
  • Пространственного воображения.
  • Навыков письма.
  • Памяти.
  • Аккуратности.
  • Усидчивости.

Считать игры на бумаге вчерашним днем – неправильно. Порой именно такие развлечения способны активно стимулировать работу детского мозга. Ни одна компьютерная игра не сможет сравниться с играми на бумаге по изящности тактик и маневров обоих игроков.

Игры на бумаге могут быть соревновательные или творческие. А также могут соединять в себе оба признака. Их условно можно разделить на:

  • Стратегические.
  • Логические .
  • Словесные (промежутоные результаты и пометки делаются на бумаге).

Игры на бумаге являются для детей своеобразным тренажером полезных навыков. Они могут быть различной сложности, некоторые из них по построению стратегии приравниваются к игре в шахматы.

Преимущества игр на бумаге для ребенка

Игры на бумаге интересны как детям, так и взрослым, кроме того, они имеют ряд преимуществ:

  • Для их проведения не требуется специальной подготовки.
  • Играть можно где угодно. Они не требуют много места.
  • Для интересного времяпровождения не требуются дорогие игрушки или специальные принадлежности, а только листок бумаги (чаще тетрадный листок в клеточку) и ручка или карандаш.
  • Простые и понятные правила игры.
  • Не требуют большого количества участников. Большинство игр рассчитаны на двух игроков.
  • В отличие от компьютерных игр, между участниками происходит живое общение.

В наш век технического прогресса практически у каждого первоклассника уже есть свой планшет, за которым он и проводит максимум свободного времени. Кстати, такое времяпровождение негативно сказывается на состоянии здоровья глаз детей. А вот про игры на бумаге такого сказать нельзя.

Здесь, в игровой форме у детей развивается и пространственное воображение, и логическое мышление, и память, и внимание. Игры на бумаге, словно математические науки «проводят ум в порядок», как говорил Ломоносов. Да и играть в них – огромное удовольствие, а ведь по сути – это все математические задачки.

Каким детям интересны игры на бумаге, с какого возраста можно играть

Многие взрослые ошибочно считают, что игры на бумаге очень сложные для малышей, и больше подходят только для детей школьного возраста. Но среди огромного разнообразия этих игр есть такие, в которые смогут играть даже трех-четырех летние дети.

Например, их легко можно научить играть в «Цветик-многоцветик» или «Змейку». Сыграв несколько раз, ребенок понимает, чтобы выиграть, нужно выбирать тактику игры и продумывать ходы на перед. А простая игра «Крестики-нолики» для маленького ребенка служит одной из первых математических задач. Для детей постарше будут интересны более сложные игры, для победы в которых нужно использовать смекалку и логику.

Чтобы любая игра была одновременно полезной и интересной для ребенка, взрослые при ее выборе должны:

  • Учитывать возраст, уровень развития ребенка и его интересы. Начинать нужно с игр, которые будут для ребенка несложными. Чтобы заинтересовать его игрой, он должен почувствовать радость победы.
  • Ребенок должен быть полноценным игроком, а не играть только с помощью взрослого. В процессе игры взрослые не должны принимать решения вместо ребенка. К правильному ответу он должен прийти сам, пусть даже многократно ошибаясь.
  • В игры на бумаге нужно вносить разнообразие и постепенно усложнять их.
  • Ребенок может не заинтересоваться игрой, если у него плохо развиты качества, необходимые в игре (например, умение быстро считать, рисовать). Поэтому его нужно больше хвалить даже за маленькие успехи, а в случае неудачи подбадривать.
  • Учитывать интересы ребенка. Если он не хочет играть в какую-либо игру, то не нужно ему навязывать свой выбор. Интересы детей непостоянны, поэтому, если ребенок потерял интерес к игре или совсем ей не интересовался, можно спустя некоторое время снова ее предложить.

Где и когда можно играть в игры на бумаге

Игры на бумаге очень простые и не требуют каких-либо дополнительных инструментов, кроме бумаги и карандаша. Играть в них можно где угодно и в любое время. Например, они помогут с пользой провести время во время долгой поездки, в очереди или на природе. В такую простую игру, как «Крестики-нолики» можно играть мелом на асфальте или прямо на песке во время отдыха на пляже.

Однако, вряд ли игра принесет удовольствие, если ребенок по каким-то причинам не хочет или не готов играть. Например, не стоит начинать игру, если ребенок сонный или чувствует себя уставшим. Главное условие для проведения игры – ребенок должен чувствовать себя удобно и комфортно.

Описание интересных игр на бумаге для детей

В памяти родителей имеется множество игр на бумаге, которые они могут предложить своим детям. Если же с этим возникли какие-нибудь трудности, можно поискать описание игр в сети Интернет. Здесь мы приведем несколько примеров, наиболее распространенных игр на бумаге для двоих. Надеемся, что они будут полезны нашим читателям.

«Цветик-восьмицветик»

Для игры потребуется лист бумаги и несколько карандашей разных цветов. Сперва рисуется цветок с восемью лепестками. Затем по очереди игрок закрашивает лепестки. Делая один ход можно закрасить один или два находящихся рядом лепестка.

Побеждает тот игрок, кто смог последним закрасить лепесток. Ребенок должен понять, что его победа зависит не от везения, а от правильного расчета. Количество лепестков можно изменять.

Игра подходит даже для детей младшего дошкольного возраста. Она развивает логическое мышление, мелкую моторику рук, умение держать в руке карандаш и счету простых чисел.

«Дорисовки»

Каждый игрок рисует на листе любую закорючку. Затем играющие обмениваются листочками и вырисовывают из закорючки (желательно другим цветом) какую-либо картинку, так чтобы непонятная закорючка стала частью целого рисунка.

После нескольких подобных обменов будет интересно посмотреть, во что превратилась первоначальная закорючка.

В игру можно вдвоем, а можно пригласить больше участников. Если после десяти таких «ходов» к вам, наконец, вернется ваш листочек, будет забавно взглянуть на окончательный результат совместного творчества.

«Точки»

Для игры в точки понадобится листок бумаги в клеточку и две разноцветные ручки. Перед началом игры на листе размечаются границы игрового поля. Рекомендуется делать его размером не меньше 10 клеточек по вертикали и 10 по горизонтали. Затем играющие, делая ход, рисуют одну точку (на пересечении клеточек).

Если точки игрока окружают какой-то участок поля, то этот игрок обводит его и получает право сделать еще один ход. Если игрок смог обвести территорию соперника, то она переходит ему. Существует несколько вариаций игры в точки.

В некоторых соединяют точки строго вертикальными и горизонтальными линиями, а в других – можно проводить диагональные линии.

Побеждает тот, кто завоюет больше игрового поля. Во время игры, играющим нужно выстраивать стратегию так, чтобы не только самому захватить больше территории, но и помешать это сделать сопернику.

«Лабиринт»

Эта игра имеет некоторое сходство с игрой в точки. Для начала на обычном листе в клетку рисуются границы поля для игры. Оно может иметь форму квадрата или другой более сложной фигуры. Игроки ставят черточки длинною в одну клеточку.

Черточки могут располагаться по вертикали и по горизонтали. У каждого играющего свой цвет ручки или карандаша. Если своей черточкой игрок смог закрыть квадрат (клетку), то он закрашивает ее своим цветом и получает право на еще один дополнительный ход.

Выигрывает тот игрок, у которого оказалось больше закрашенных квадратов.

«Быки и коровы»

По правилам игры каждый играющий загадывает любое число из четырех цифр. При этом цифры в нем не должны повторяться.

Побеждает в игре тот, кто первым сможет угадать число, которое задумал соперник. Для этого каждый игрок, делая свой ход, также говорит какое-то четырехзначное число. При этом, если цифры в названом и задуманном числах совпадают – игрок должен говорить: «Корова». А если цифра называемого числа не только есть в загаданном, но и расположена в том же порядке, игрок говорит: «Бык».

Например, загаданное число 1234, игрок, который угадывает его, назвал число 1475. Первый играющий говорит: «Один бык и одна корова». Потому что цифры 1 и 4 угаданы правильно при этом цифра 1 стоит на своем месте. Ходят игроки по очереди. Для того чтобы не запутаться, результаты ходов нужно записывать.

«Крестики-нолики»

Самая известная и популярная игра на бумаге. Для начала чертится игровое поле (три клеточки по горизонтали и три клеточки по вертикали). Затем, делая ход, игроки ставят в свободную клетку по одному знаку «крестик» или «нолик» (один игрок ставит только крестики, второй только нолики).

Победитель тот, кто выстроит линию из своих знаков первый. Если простые «Крестики-нолики» ребенку надоели, игру можно сделать немного сложнее. Например, расширить игровое поле, сделать его пять на пять клеток. Или можно сделать игровое поле трехмерным. Для этого нужно нарисовать куб, а каждую его видимую грань сделать игровым полем. Всего их будет три. Правила игры остаются прежними. А выиграет тот, кто первым соберет линию из своих знаков на любой из сторон куба.

«Тройка»

Тройка – это скорее словесная игра, очень похожая на классические «Крестики-нолики», но в клеточки вписываются не цифры, а буквы.

Для этой игры чертится поле минимум три на три клетки. Игроки, делая ход, вписывают по одной букве в любую клетку поля.

В одном варианте игры, побеждает тот, кто сможет первым написать по вертикали, диагонали или горизонтали слово, состоящее из трех букв. В другом варианте победитель тот, кто сможет написать больше слов. Эту игру можно немного усложнить, увеличив игровое поле. Тогда нужно будет вписывать в клетки более длинные слова.

«Виселица»

Это развлечение также относится к наиболее распространенным и популярным играм на бумаге на двоих. Играют в нее вдвоем. Первый игрок загадывает второму слово (имя существительное) и рисует на бумаге столько пустых клеточек, сколько букв в загаданном слове.

Второй игрок по буквам отгадывает загаданное слово. Если буква угадана верное, то первый игрок вписывает ее в соответствующую клетку, если нет – то рядом со словом начинает вырисовываться (все тем же первым игроком) схема виселицы. Один неверных ход (неправильно названная буква) – одна черточка схемы.

Если второй игрок успевает отгадать слово, пока виселица не будет закончена, он победил, если нет – проиграл. Затем игроки меняются.

Вместо заключения

Кто-то считает, что игры на бумаге – прошлый век, что в наше время технического прогресса они утратили свою актуальность. Но это не так. Ведь каждый может оказаться в ситуации, когда использование современных гаджетов невозможно, а для того, чтобы развлечь детей есть только ручка и листок бумаги.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию