Возраст «Почемучек»

«Почему небо синее?» — задает вопрос малыш своим родителям. Порой детские вопросы ставят нас, взрослых, в тупиковые ситуации. Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но как его объяснить ребенку доступно и понятно, это действительно задача не из легких. В этой статье мы попытаемся научить родителей, как давать развернутые, понятные, а, главное, серьезные ответы на детские вопросы.

Возраст «Почемучек»

Всплеск познавательной активности и любознательности у детей наблюдается к пяти годам. Этот возраст в литературе принято называть возрастом «Почемучек». Дети начинают часто задавать вопросы, интересоваться всем, что их окружает. Это нормальный, естественный процесс физиологического взросления ребенка.

С развитием сознания у детей формируются элементарные процессы анализа окружающего мира. В этом возрасте они становятся очень наблюдательными в период дошкольного детства. В процессе познания объектов и явлений ребята старательно стремятся познать, выяснить, установить причинно-следственные связи в окружающем мире. В этом им активно помогают родители, родственники, воспитатели, учителя.

Однако взрослый всегда должен быть готовым к тому, чтобы дать развернутый, правильный и доступный для понимания ребенка ответ. Формулировка и сложность детского вопроса зависит от уровня развития их сознания и уровня знаний об окружающем мире.

Примерные варианты вопросов с ответами

Познавательные диалоги взрослого и ребенка шести либо семи лет могут содержать огромное множество «детских» вопросов и «взрослых» ответов. Существуют даже специальные книги, в которых собраны наиболее удачные и полные ответы родителей на детские вопросы детей. Здесь мы попытаемся привести примеры некоторых из них, которые дети задают мамам и папам наиболее часто.

«Почему крапива обжигает?»

Ответ: «Колющая часть органа защиты крапивы имеет вид тонких коротких нитевидных образований с отточенными кончиками. На окончаниях коротких тонких нитевидных образованиях имеются маленькие запутанные сцепления коротких нитевидных образований. Если легонько дотронуться до такого сцепления, он тут же распадается на куски, и тонкое короткое нитевидное образование с отточенными кончиками вонзается в кожный покров человека либо животного.

Раздражающая жидкость, содержащаяся внутри тонкого короткого нитевидного образования с отточенными кончиками, вызывает покраснение кожного покрова. Тонкие короткие нитевидные образования с отточенными кончиками не смогут нанести ущерб здоровью в том случае, если сжать в руке растение таким образом, что к нему будут прижаты опасные нитевидные образования».

У детей 5-7 лет пространственное воображение еще не достаточно развито, поэтому, когда вы отвечаете на детские вопросы, старайтесь использовать «наглядные пособия». Рассказываете о крапиве, потрудитесь найти хотя бы один побег этого растения, покажите, как выглядят эти тонкие нитевидные короткие образования, которые так больно жалят. Ну, а если с наглядными пособиями решить вопрос проблематично, тогда рисуйте.

«Почему звезды светятся?»

Ответ: «Слабое колеблющееся свечение раскаленных газовых шаров объясняется присутствием разнородных частиц в газообразной оболочке Земли. Раскаленный газовый шар мерцает с определенной мерой резкости по чистоте и свежести тона. Раскаленные небесные тела различаются длинами волн своих процессов испускания и распространения энергии в виде волн и частиц. Изучая волновой процесс излучений, ученые узнают многое о тепловом и химическом составе раскаленного небесного тела».

«Почему светится Луна?»

Ответ: «Небесное тело, обращающееся вокруг Земли, не испускает постоянных световых волн, а способна отбросить от себя лишь инородную лучистую энергию. Поэтому лунная лучистая энергия – это всего лишь полоска света, исходящая от яркого Солнца и отраженная от поверхности небесного тела, обращающегося вокруг Земли».

Если есть возможность, обязательно посетите с ребенком планетарий. Рассказ о небесных телах непременно ему понравится и подарит массу удивительных впечатлений. Если же вашем городе нет планетария, то посмотрите дома документально-познавательный фильм о космосе, желательно на большом экране в темное время суток.

«Что такое ветер?» и «Почему дует ветер?»

Ответ: «Горизонтальное передвижение воздушных масс над поверхностью земли именуется ветром. Изменения теплового состава окружающей среды принуждает атмосферную смесь газов передвигаться. При повышении теплового состава атмосферная смесь газов увеличивается в размерах, становится невесомой и направляется вверх. Тут же стремительно направляется масса охлажденной атмосферной смеси газов. Так выглядит горизонтальное передвижение воздушных масс над поверхностью земли».

«Кто такие гномы?»

Ответ: «Издревле суеверные люди верили в существование фантастических существ, олицетворяющих силы земли и обладающих волшебной силой. К числу таких существ относились и бородатые карлики, которые охраняли подземные сокровища. Они под разными характеристиками присутствовали в западноевропейской мифологии, поверьях и сказках.

Ирландские бородатые лилипуты занимались сапожным ремеслом. Очень маленькие старички имели множество мелких морщинок на лице и были ростом около тридцати либо сорока сантиметров. В Шотландии бородатые карлики имели рост приблизительно шестьдесят сантиметров. Они жили в крошечных домиках. С заходом солнечного Светила, они выбирались из своих убежищ и брались за очистку дома и прилежащей территории. В качестве платы на труд они предпочитали тарелочку кисломолочного продукта и ломоть хлебного изделия.

Бородатые лилипуты, населяющие территорию Англии, носили старинную верхнюю одежду без рукавов цвета травы и обычные головные уборы с высокой тульей и полями. Они очень любили танцевать под музыкальное, «стрекочущее» сопровождение, исполняемое прямокрылыми насекомыми. В Скандинавии жили бородатые карлики, олицетворяющие духов воздуха. Человек имел возможность попасть к их дому только в ночь летнего равноденствия, ночь накануне первого мая, ночь Рождества и праздник Хэллоуин».

«Почему животные не умеют разговаривать?»

Ответ: «Разумные операции животных являются результатом особенности поведения, передаваемой по наследству. Однако, при других обстоятельствах, живые существа не знают, как поступить. В случае сохранности заданных обстоятельств на некоторое время, живые существа стремятся приспособиться путем проб и ошибок.

Никакой способ «мышления» не может содействовать проявлению умения говорить. Ибо данное умение обозначает возможность пользоваться словами в качестве знаков, характеризующих явление или предмет действительности. Животные не имеют возможности употреблять символы-слова и комбинировать их в предложения ввиду недостаточного уровня развития центрального отдела нервной системы.

«Почему собаки зарывают кости?»

Ответ: «В сознании «братьев наших меньших» закрепился образ действий, не реализуемый на современном этапе развития человечества, но будучи жизненно необходимым на начальных этапах становления человечества. Эти врожденные способности не вымерли спустя много столетий.

Многие врожденные способности перешли к собакам от их диких предков – волков. Собаки до сих пор зарывают косточку в землю на случай, если понадобится. Это объясняется тем, что ее дикие предшественники по роду не могли получать продукты питания от человека и делали запасы еды «впрок».

Воспитывая детей, приучайте их с добротой и состраданием относиться к бездомным животным. Ничего не будет плохого, если, отправляясь на прогулку, ребенок захватит сосиску для уличной дворняги или подкормит соседского кота. Зато он будет воспитывать в себе человеческое отношение к животным, доброту и заботу.

«Зачем верблюду горб?»

Ответ: «Пищу и жидкость для питья животное держит всегда при себе. За четыре дня перед началом пешего похода верблюд очень много кушает и пьет. В результате обжорства, на части туловища животного от шеи до крестца надувается толстая, тяжелая и большая ненормальная выпуклость, которая выступает в качестве жирового «хранилища» верблюда и используется им во время пешего похода. По длине стенок живота верблюда расположены небольшие полости. В них находится на хранении запас жидкости.

Благодаря такой особенности организма верблюд способен выдерживать многодневные переходы, употребляя запасы жировых отложений из своей огромной выпуклости на спине. К концу похода толстая, тяжелая и большая ненормальная выпуклость верблюда лишается первоначального внешнего вида и вяло свисает, завалившись набок.

«Как удается мухе ходит по потолку?»

Ответ: «К брюшку двукрылового насекомого прикреплены три пары нижних конечностей (ножек). Все конечности разделяются на пять долей, последняя из которых является нижней частью стопы. Насекомое передвигается на двух острых роговых образованиях, расположенных на нижней части ступни. Липнущие опоры под этими острыми роговым образованиями дают мухе возможность с большой легкостью передвигаться не только по потолку, но и по вертикальным поверхностям».

«Почему летучие мыши висят вниз головой?»

Ответ: «В природу существует много летающих животных, способных передвигаться и стоять на нижних конечностях. А вот у летучих грызунов нижние конечности не способны к передвижению. Данный факт свидетельствует о том, что они не в состоянии принять стоячее положение. Поэтому, когда грызун с крыльями укладывается спать, повиснув вниз головой, зацепившись за прутья острыми роговыми образованиями».

«Почему снег белый?»

Ответ: «Белоснежное покрытие на поверхности земли образуется из множества кристалликов снега. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение солнечных лучей от граней этих кристалликов делает снег цветом мела».

«Почему у кактуса иголки?»

Ответ: «Кактусы – пустынные природные организмы, произрастающие в сухих и жарких климатических условиях. Они наделены способностью существовать без жидкости довольно долгий срок.

Сухой климат заставил корневую систему кактуса развиваться не в глубину, а в ширину. В связи с этим природный организм способен впитывать жидкость с верхней части земляного покрова сразу после атмосферных осадков в виде водяных капель. Жидкость задерживается в пористом стебле природного организма.

У колючего природного организма вместо естественных органов газообмена иглы, не допускающие утрату жидкости. Иглы спасают жизнь растения еще и другим путем. Несчастные животные в поисках спасительной жидкости ни при каких обстоятельствах не употребят в пищу опасное колючее растение».

«Зачем человеку брови?»

Ответ: «Дугообразная полоска волос на выступе над глазной впадиной необходима человеку для защиты глаз от жидкости, выделяемой кожными железами во время интенсивных нагрузок, либо при высокой температуре окружающей среду».



Очень полезно будет сочетать ответы с иллюстрациями соответствующего объекта либо явления окружающей действительности. Никогда не уходите от ответов на детские вопросы. В случае большой занятости договоритесь с ребенком о времени и месте познавательного и содержательного диалога. Ибо, для маленького ребенка единственным источником знаний об окружающей действительности является именно взрослый.»

Вместо заключения

Разумеется, это далеко не все вопросы и ответы на них, которые может задать вам ваше чадо. Но волноваться не стоит. Даже если в конкретный момент у вас не четкого ответа на детский вопрос, предложите ребенку немного поиграть или порисовать, пока вы найдете правильный ответ на его вопрос.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию