В каком возрасте начать обучение?

Для маленького ребенка посредниками между ним самим и миром являются, как правило, родители. Они создают благоприятный фон для физического и личностного развития малыша. Настанет время, и он будет подобно цветку тянуться к тем условиям, установка на которые была дана в детстве, еще позднее – самостоятельно их выбирать или создавать.

Однако до этого еще нужно преодолеть огромный путь взросления, который состоит из миллионов маленьких шажочков, даже таких на первый взгляд несущественных, как завязывание шнурков. О том, как научить ребенка завязывать шнурки и пойдет речь далее.

В каком возрасте начать обучение?

Несвоевременность какого-либо события, навыка и прочего, как известно, вечная драма. И в воспитании та же история. Педагогические приемы должны умещаться в возрастных рамках.

Логичным тому объяснением может стать элементарный ход развития нового человека: что подвластно пониманию в 15 лет, едва ли будет интересным в 5, и наоборот. К тому же, серьезные погрешности во времени осваивания того или иного навыка зачастую приводит к результатам противоположным ожидаемым. Во избежание этого следует уделять достаточно внимания развитию ребенка, а если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его.

Чтобы облегчить обучение ребенка завязывать шнурки, необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Для этого, начиная с малых лет, необходимо учить малыша лепить, рисовать карандашами, выполнять развивающие упражнения.

Как только ребенок научится сидеть, следует давать ему играть игрушками различной текстуры. С двухлетнего возраста под контролем взрослых ребенку можно давать играть пуговицами, бусинами и прочими материалами.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, научиться завязывать шнурки без посторонней помощи он может в возрасте от 3 до 6 лет. Приблизить этот момент помогут усилия родителей, направленные на развитие мелкой моторики, любознательности и самостоятельности.

Осваиванию навыка шнурования обычно предшествует осознание того, где находится левая рука, а где правая, и какой из них удобнее выполнять большинство действий.

Учим завязывать шнурки

Чтобы лучше понимать ребенка, важно уметь смотреть на окружающий мир его глазами. Для этого придется сократить дистанцию в возрасте, опыте и полностью погрузиться в мир детских грез, где игры хороводят вместе с безудержной фантазией.

Алгоритмы, сухой схематизм, следование правилам и другие навыки достанутся тем, кому это больше по душе.

Дети – другая стихия, и подход к ним должен быть соответствующий, игровой, поощрительный, пробуждающий интерес. Здесь на выручку придут специальные развивающие игрушки.

Их ассортимент в наше время очень велик. Подойдет все, начиная от простых материалов, которые можно щупать, перекатывать, перебирать, тем самым совершенствуя базовые навыки, заканчивая более сложными предметами со шнуровкой. Правила постижения искусства завязывать шнурки можно разбить на три этапа.

Привлечь внимание ребенка

Хорошо сочинить небольшую историю с динамичным сюжетом и использовать ее для вовлечения малыша в процесс шнуровки, пусть это станет своеобразной традицией. Обыгрывание ситуаций нужно для придания смысла обыденным процессам, которые без игрового сопровождения ребенку малоинтересны.

Начать этот творческий процесс можно с покупки малышу новой красивой пары обуви. Такой родительский жест помимо всего прочего послужит и дополнительным стимулом для малыша.

Еще один важный момент – психологический. Маленький ребенок хоть и не умеет классифицировать эмоции, но все же на подсознательном уровне знает, где хорошо, а где плохо. Так, неконтролируемый гнев или открытое раздражение приводят к росту комплекса неполноценности у ребенка, хотя он ни в чем не виноват.

Проговорить теорию и закрепить ее на практике

Важно использовать собственные методы влияния (вот почему ранее предлагалось установить контакт и найти нужный подход), чтобы объяснить процесс завязывания шнурков живо, а не сухо.

Шнурование обуви вместе со своим ребенком – действенный способ. Так, он будет параллельно механически запоминать движения и вместе с тем на интеллектуальном уровне усваивать то, что ему говорят.

Стоит учесть, что шнуровка – очень маленькая часть обуви, особенно детской. Поэтому специалисты рекомендуют тренироваться в завязывании шнурков на предметах больших размеров. Лента, веревка, волокно идеально подойдут для этой цели.

Типичная родительская ошибка: пытаясь научить чадо чему-либо, они показывают это на своем примере, но делают это зеркально. Маленький ребенок не развит в достаточной степени и «конвертировать» такие действия ему тяжело.

Продолжать практиковать, поощряя самостоятельность ребенка

Взрослому человеку бывает трудно простыми словами объяснить даже самый простой процесс. Детская любознательность срабатывает моментально, и появляются тысячи вопросов, к которым надо быть готовым.

Прибегнуть к помощи смешных стишков, образовательных мультиков, забавных поговорок и прочих подсказок – не грешно, главное, добиться того, чтобы все шаги на пути развития ребенок ассоциировал с чем-то добрым и мог для себя их объяснить.

Ежедневная практика приведет к нужному результату и, без преувеличений, скрасит жизнь родителей, ведь даже самое простое действие превращается в событие, если за это берется ребенок.

Техника завязывания шнурков

Техник завязывания шнурков известно немало. В конце концов, это лишь дело фантазии. Однако на первых порах достаточно освоить базовые способы.

Первый и самый простой: две петельки скрестить между собой, ту, которая окажется вверху, пропустить снизу и вывести на прежнее место. Готово!

Некоторые родители учат своих детей завязывать шнурки на одну петельку, полагая, что такой узел продержится дольше. Однако, как показывает практика, для большинства деток такой способ дается труднее. Кроме того, прочность узла зависит от силы, с которой его завязывали, а также от материала самих шнурков (если он скользящий, то крепко держаться не будет).

Немаловажным занятием с малышом будет обучение его завязывать разные узелки. Пусть вначале это будут самые обычные варианты узлов, которые со временем можно будет пытаться усложнять. Это поможет не только развивать мелкую моторику пальцев, но и станет хорошей составляющей учебного процесса при завязывании шнурков.

Метод подражания

Обучая ребенка завязывать шнурки, можно использовать метод подражания. Показывайте ребенку на собственном примере, как завязывать шнурки.

Медленно показывайте малышу поэтапно, как правильно и в какой последовательности нужно завязывать шнурки. Только, когда показываете малышу, как правильно складывать шнурки и в какой последовательности производить действия, становитесь рядом с ним, а не перед ним. «Отзеркалить» все манипуляции со шнурками в этом возрасте ребенок не сможет.

Методика, основанная на детском мышлении

Суть методики заключается в том, что дети легче и успешнее обучаются в форме, игры, стишков, песенок и так далее. Есть несколько развивающих мультфильмов, в которых персонажи помогают малышам освоить технику.

В любом случае, если вы хотите научить ребенка этой науке именно таким методом, то постарайтесь мыслить, как он.

Бабушкин метод

Бабушкин метод основывается на умении завязывать узлы. Если ребенок научился этому навыку, то следует показать ему, как завязывать узел, держа концы, сложенные в два раза. Каждый конец шнурка нужно сложить петелькой, и обернуть петельки друг за дружку так, словно завязываете узел.

Важно объяснить ребенку, почему нужно соединять шнурок в петельки, ведь, в противном случае шнурки не получится развязать.

Почему ребенок не умеет завязывать шнурки?

Трудности, с которыми сталкиваются родители в попытках научить ребенка шнуровать обувь, и проблемы, когда ребенку плохо дается развитие – разные вещи.

Первая появляется стихийно, но и при надлежащих усилиях долго не задерживаются. Вторые же являются результатом запущенности и затянутости решения обыкновенных задач.

Для динамичного яркого развития ребенка необходимы специальные условия. Эти условия могут обеспечить любые любящие родители, а именно:

  • достаточно внимания, чтобы видеть, где ребенок путается, какие момент даются ему особенно нелегко;
  • терпение: ведь надо эти трудности преодолеть без криков и шквала негативных эмоций;
  • время для того, чтобы повторять одни и те же действия, оттачивая навык, совершенствуя его из раза в раз;
  • правило «золотой середины»: не мешать ребенку самостоятельно выполнять нужные действия и в то же время обеспечить психологический комфорт и понимание того, что при необходимости будет оказана помощь и поддержка;
  • похвала: она приятна всем и даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях чья-то вера вдохновляет на еще одну попытку.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Моторику рук и пальцев начинают развивать еще в детстве, давая ребенку предметы разных размеров, форм и фактур.

Такие действия направлены на поиск баланса между работой опорно-двигательной и нервной системы человека, иными словами, это нужно для того, чтобы ребенок лучше чувствовал и представлял окружающий мир.

Учеными давно доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой быстрее начинают говорить и эффективнее усваивают новые слова.

Во время обучения постоянно комментируйте свои действия. Старайтесь не сильно изменять трактовку и порядок шагов. Не проявляйте креативность, лучше обучаться науке по отработанному принципу, чтобы не запутать малыша.

Вот лишь некоторые упражнения для развития мелкой моторики из целого списка имеющихся:

  • пальчиковая гимнастика: есть специальные упражнения, как и для других групп мышц, но маленькому ребенку лучше просто дать в руки грецкий орех, необычной формы камушек, кусочек вязкого материала, наподобие пластилина. В результате он начнет его щупать и мять, тем самым тренируя мышцы. Маленьким детям очень нравится нанизывать бусины на нить, складывать конструктор и т.д.
  • рисование по точкам и контурам: продвинутый уровень для тех деток, которые различают левую и правую руки, умеют держать ручку и даже писать ею. В таком упражнении предлагается соединить точки и узнать, кто же нарисован на картинке. Особенность в том, что чем точнее и мягче прорисованы линии, тем реалистичнее выглядит картинка. А еще этот способ отлично помогает сконцентрировать внимание;
  • штриховка бывает разной, и когда наскучит выполнять другие письменные упражнения, можно попробовать это. С помощью этого упражнения можно закрепить укрепить навык ориентирования в пространстве (штриховка сверху вниз, вокруг и т.д.);

Расслабляющий массаж, растяжка мышц только улучшат результат.

Вместо заключения

Всему свое время, а учиться завязывать шнурки можно с 3 до 6 лет.

Родители – проводники своего маленького ребенка в мир и должны быть с ним на одной волне, а значит, обучение должно происходить на языке, понятном ученику, на игровом языке. Хорошо задействовать специальные мультфильмы, стишки и другие материалы, чтобы увлечь ребенка, вызвать у него позитивные ассоциации и выстроить свой ход мыслей.

Внимание, терпение и похвала — союзники в нелегком деле обучения ребенка. Полезно развивать мелкую моторику пальцев и рук – это поможет в дальнейшем при осваивании новых предметов и обращении с ними.

Если вы начали учить ребенка завязывать шнурочки, то упорно идите к цели, не уступая и не оставляя эту затею. Постепенно ручки малыша «запомнят», что и как делается, куда нужно повернуть тот или другой конец, и дело начнет спориться в его руках. Поэтому, родители, запасайтесь терпением.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию