С какого возраста учить малыша считать?

Если ученику в школе «не дается» математика, то проблему следует искать в его первых шагах по изучению цифр. Именно так отвечают на вопрос, как научить ребенка считать в уме, авторы методик раннего развития и обычные учителя. Школьники, не освоившие устный счет, не могут решить даже простейшие задачи по физике и химии. Контрольные по математике и ЕГЭ вызывают у них стресс. Попробуем разобраться, как обучать дошкольника устному счету, необходимому для изучения математики, физики, химии и просто для жизни в нашем сложном мире.

С какого возраста учить малыша считать?

Ведущие педагоги и талантливые энтузиасты раннего развития детей предлагают разные методики обучения счету в уме. Общее в этих рекомендациях — поэтапное развитие у маленького человека умения складывать и вычитать. Стройную систему уроков-упражнений для дошкольников создал С.Н. Поляков. Вдохновили бывшего инженера-ядерщика методики раннего развития детей Н.А. Зайцева — известного педагога из С.-Петербурга — создателя карточек для занятий с детьми.

Авторы методик раннего развития ребенка рекомендуют обучить его перед поступлением в первый класс счету в уме и выполнению примеров в одно действие.

Замешательство родителей, обсуждающих тему устного счета и готовности детей к школе, можно понять. Как научить ребенка считать в уме, если современные дошкольники и первоклассники не понимают важность этого умения. Зачем, ведь есть калькуляторы?! Так рассуждают дети и некоторые родители. В результате ребята легко осваивают игры на мобильном телефоне и компьютере, но с трудом считают в уме.

Поэт Н. Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться». Те же слова относятся к мозгу человека, даже самого маленького. Устный счет — лучшая тренировка умственных способностей. Раннее детство — оптимальный возраст для начала обучения.

Занимательные упражнения для обучения устному счету можно предлагать детям уже в годовалом возрасте. Хотя есть немало родителей, считающих, что ребенок до 5 лет не справится с подобными заданиями. Мнение специалистов таково: умение считать в уме следует целенаправленно формировать и развивать. Относиться ли к устному счету детей, как к математическому занятию? Да, но при этом ни на минуту не забывать, что игровая деятельность — ведущая на протяжении дошкольного детства.

Как правильно заниматься с детьми разного возраста?

До 1 года

Родителей в первую очередь интересует, как научить ребенка считать в уме, с какого возраста начинать обучение, как правильно это делать. Многие будут удивлены тем, что первыми занятиями становятся простые игры с малышом, например, «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Такие упражнения развивают образное мышление крохи, помогают первому восприятию числа объектов.

2–3 года

Чем старше становится ребенок, тем больше усилий требуется от родителей и воспитателей. Малыш двух–трех лет любит играть с пирамидкой, с удовольствием строит башню из кубиков? Ему нужно объяснить, что сначала надеваем одно кольцо на стержень, потом добавляем к нему второе, третье и так далее. Такие игры стимулируют у любознательного ребенка желание все сосчитать, как это делал милый козленок в добром советском мультфильме: «Про козленка, который умел считать до 10».

Бывает, что кроха уже в два–три года знает цифры, пересчитывает ступеньки на лестнице, тарелки и ложки на обеденном столе, монетки. Такой «математический» энтузиазм появляется не случайно. Только при поддержке и поощрении родителей малыш начинает чувствовать интерес к устному счету, радуется успехам, когда ему удается правильно ответить на вопросы мамы или папы.

Развивающие мультфильмы «БебиЭнштейн – Первые цифры»

и «Маленький гений»

помогут детям лучше освоить счет в пределах 5 и 10.

4–5 лет

Механическое заучивание цифр — не самое большое достижение. Гораздо полезнее познакомить ребенка с составом числа и понятиями «меньше», «больше», «поровну». Занятия проводят с игрушками и другими предметами разного размера. Умение сравнивать поможет малышу быстрее научиться считать в уме. Для изучения состава числа можно использовать яркую «кассу цифр» или карточки, обучающие способам разложения чисел.

Пятилетний дошкольник может свободно выполнять несложные арифметические действия со счетными палочками, но как научить ребенка считать в уме? Ничего страшного, если некоторое время малыш продолжит пользоваться предметами, собственными пальчиками. Так рекомендую школьные психологи. Ребенка постепенно отучают загибать пальцы и перекладывать предметы, когда он считает в уме.

Автор одной из методик раннего развития детей С.Н. Поляков не рекомендует с самого начала учить считать с помощью пальцев либо палочек. Ребенок легко осваивает такой способ, но отучить будет трудно. При счете с помощью пальцев не задействован механизм запоминания результатов.

5–6 лет

Визуализации чисел и усвоению представлений о числовом ряде помогут карточки и таблицы Н. Зайцева. Они дают возможность разнообразить занятия с ребенком, проводить их в игровой форме. Продолжительность занятия с ребенком — 15 минут. Дошкольнику предлагают карточки с изображением цифр и такого же числа объектов для облегчения визуализации.

Труднее всего дошкольникам понять, что такое «состав числа». Помогут сформировать представления игрушки и пособия для занятий, предложенные авторами методик раннего развития детей. Наглядные примеры позволят ребенку лучше понять, что 5 — это 1+4, 2+3, 3+2, 4+1. Поменяли числа местами? Да, но сумма не изменилась, — удивляется ребенок.

Важный рубеж наступает, когда дошкольник научится складывать в уме в пределах десяти. Выходить ли за эти пределы — решать родителям.

Трудно переоценить значение этих первых упражнений для последующего изучения в школе математики, географии, физики. Возможно, родители шестилеток об этом пока не задумываются, для них важнее подготовить детей к школе, чтобы умение ребенка считать помогло ему на первом этапе обучения.

Развивающие игры и задания для обучения устному счету

«Кубики знаний»

Набор можно приобрести в магазине игрушек или канцелярских товаров. Всего кубиков 108 штук. В каждой коробочке находится 36 кубиков. Кроме того, нужны карточки с цифрами от 1 до 5. Используют еще коробочку с нарисованными пустыми клеточками для кубиков, которые будет считать ребенок. Кубики и карточки с цифрами помогут малышу отождествлять действия с числами.

Ход игры:

  1. Малыш берет кубик и устанавливает его в коробочке на первую клетку слева.
  2. Перед коробкой размещает карточку с цифрой «1».
  3. Затем рядом с первым кубиком ребенок устанавливает второй.
  4. Взрослый спрашивает, сколько теперь кубиков в коробке.
  5. Малыш должен сказать «два» и заменить карточку «1» на столе жетоном с цифрой «2».

«Дом для гномов»

Надо договориться с ребенком, что кубики будут «гномами», коробка станет «домом», клетка — «комнатой». Занятие обеспечивает наглядность — основное условие успешного счета в уме. Кубики помогут ребенку освоить счет десятками, научиться складывать и вычитать.

Ход игры:

  1. Малыш помещает в «дом» сначала одного «гнома», затем остальных по очереди.
  2. Взрослый накрывает коробку рукой или крышкой.
  3. Ребенка спрашивают, сколько останется «гномов», если 1–2–3 из него выйдут.

Играть и обучаться устному счету — это просто!

Ребенок 5–6 лет и старше может практиковаться в выполнении математических действий, складывая монетки разного достоинства. Упражнений, игр, заданий существует множество, только родителям надо проявить интерес к их подбору. Еще следует помнить, что малыша надо целенаправленно учить считать в уме. Как отмечала в свое время итальянский педагог М.Монтессори, если ребенок не делает чего-либо, то он не знает, как это сделать.

Авторы предлагаемого ролика к словам Монтессори еще добавляют важное замечание к вопросу о том, как научить ребенка считать в уме. Малыша надо заинтересовать! Родителям придется включить фантазию, фонтанировать идеями, чтобы ребенок видел увлеченность взрослого, сам тянулся к изучению цифр и освоению устного счета.

Взрослый на прогулке может предложить крохе посчитать голубей, снующих в поисках крошек на детской площадке, машины, стоящие рядом с подъездом дома. Ребенку 5–6 лет будет интересно сложить числа в номерах машин, к примеру «215» — это 2+1+5.

Процесс обучения разнообразят в домашних условиях с помощью настольных игр. Подходят виртуальные деньги «Монополия». Часто используют для обучения устному счету чашки, контейнеры, пластиковую одноразовую посуду.

Рекомендации родителям

Дети в 7–8 лет считают в столбик, позже осваивают составление уравнений и пропорций. К этим важным умениям школьники приходят постепенно, освоив простые способы счета. Наиболее простой — на пальцах — доступен малышам 3–4 лет. Ребята постарше используют классические счетные палочки, счеты, ученики начальных классов — квадраты с цифрами от 1 до 100. Взрослые знакомят детей с разными способами, чтобы была возможность выбрать наиболее удобные.

До начала систематического обучения ребенка сложению и вычитанию родители предлагают ему, сосчитать пять пальчиков во время купания, пять игрушек на полке. Использовать такие объекты для целенаправленного обучения сложению и вычитанию не рекомендуется, лучше подобрать однородные предметы.

На разных этапах обучения счету в уме меняются двигательные реакции ребенка:

  1. Передвигает игрушки и другие предметы руками.
  2. Указывает на объекты рукой на расстоянии.
  3. Считает предметы глазами.

Речевое поведение ребенка тоже меняется по мере освоения устного счета:

  1. Громко проговаривает весь процесс и оглашает результат вычислений.
  2. Считает шепотом либо шевелит губами.
  3. Считает про себя.



Родителям следует знать о проблемах, затрудняющих обучение счету в уме:

  • серьезные заболевания;
  • неготовность устанавливать логические цепочки по причине возрастных особенностей;
  • недостаточная развитость психических процессов (восприятия, памяти, мышления); отсутствие самоконтроля.
Родителям следует обратиться за консультацией к психологам инейропсихологам при сложностях с формированием внимания и усидчивости у ребенка с симптомами СДВГ.

Если у младшего школьника возникают проблемы на уроках математики в школе, то первыми ему на помощь приходят родители. Надо показать, что считать — это увлекательно и приятно. Такие занимательные упражнения принесут удовольствие, появиться интерес, а вместе с ним будет формироваться умение выполнять математические действия в уме.

Подведем итоги. Ребенок в результате правильного обучения устному счету:

  • находит один предмет и много среди игрушек, канцелярских принадлежностей;
  • правильно использует понятия «больше», «меньше», «поровну»;
  • называет состав чисел от 1 до 10;
  • применяет количественный и порядковый счет (один, два, три — первый, второй, третий — и т.д.);
  • несколькими способами решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • соотносит количество предметов с цифрами.

Перечисленные выше умения развивают память, интеллект, формируют черту характера, в обиходе называемую «смекалкой». Это именно те качества личности, что жизненно необходимы для успешной социализации, овладения профессией и движения по карьерной лестнице. Сообразительность, облегчающая учебу в школе, тоже развивается в раннем возрасте благодаря устному счету.

В помощь родителям, которые решили воспользоваться готовой методикой Н. Зайцева и С. Полякова, предлагаем посмотреть видео


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию