О творчестве

Особенности развития детей в 4—5 лет



Каждому из родителей увидеть своего ребенка успешным, целеустремленным человеком с независимым, и открытым умом, а также развитым эстетическим чувством, добивающегося поставленных целей и справляющегося с возникающими трудностями. Начинать уделять внимание формированию творческих способностей и воображения ребенка нужно как можно раньше – идеальным периодом для такой деятельности, в соответствии с исследованиями педагогов и ученых, считается именно ранний период.

О творчестве

При рассмотрении понятия творчества с точки зрения разных научных течений, можно встретить множество разнообразных определений, которые базируются как на особенностях мыслительных процессов, так и на вопросах аспектов восприятия и обработки информации.

Если говорить проще, то творчеством можно называть любую активную форму самовыражения в процессе осуществления какой-либо деятельности. Это могут быть как привычные виды занятий, таких как живопись, танцы или пение, а также нестандартные виды применения творческих способностей и воображения – например, при занятиях точными науками, химией или кулинарией.

Можно выделить три главные составляющие развития творчества:

  1. Это должен быть процесс, в результате которого будут созданы уникальные новые образцы чего-либо.
  2. Обязательное присутствие постоянного стремления к экспериментам – как с возможностями, так и с замыслами, гибкость мировоззрения, готовность к принятию и пониманию новшеств и изменений, и, конечно, стремление к постоянному совершенствованию результата.
  3. Сам человек должен обладать умением создавать во время своей деятельности что-то абсолютно новое – это может быть и физическое действие, и мыслительный процесс.

Каждый малыш обладает целым рядом способностей, которые становятся результатом формирования таких качеств, как:

  1. Самостоятельное создание альтернативного решения задачи – вместо того, чтобы искать подходящий вариант среди готовых решений.
  2. Навыки, приобретенные при решении одной задачи, по собственной инициативе, без сторонних подсказок, активно применяются для решения другой проблемы.
  3. Свойство детей дошкольного возраста стремиться к постоянному процессу познания.
  4. Большое количество различных идей возникает в течение небольшого промежутка времени.
  5. Умение обнаруживать скрытые свойства объекта путем целенаправленного создания определенных условий.

О творчестве

Для того, чтобы помочь формированию творческих способностей и воображения детей, нужно сначала определить текущий уровень их развития, а также направление деятельности, которое подходит для эффективного самовыражения каждого ребенка дошкольного возраста.

Определить эти важные аспекты можно с помощью различных диагностических методов. Популярным остается анализ воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи их рисунков. Результатом становится определение следующих параметров:

  • наличие способностей к верному определению и изображению пространственное положение объекта;
  • умение создать определенный сюжет и раскрыть его на рисунке;
  • проработка образов, в особенности, степень эмоциональности;
  • насколько полным является созданное изображение.

Правильно проведенная диагностика подскажет родителям и педагогам не только на уровень развития творческих способностей и воображения ребенка, но и их особенности, и то, каким образом можно помочь ему в дальнейшем самовыражении.

Как создать необходимые условия

Максимальное раскрытие потенциала ребенка и его успешное продвижение в качестве личности возможно только в том случае, если организованы соответствующие условия. Среди них можно выделить следующие:

  1. Психологический климат нужно создавать таким образом, чтобы он был уютным и приятным. Сочетание комфортной семейной атмосферы с дружным коллективом в садике или мини — центре очень важно в процессе развития творческих способностей и воображения ребенка.
  2. Ненавязчивость помощи со стороны взрослых. Если дошкольник в состоянии сообразить сам – не стоит ему подсказывать, чтобы не препятствовать формированию навыков самостоятельного мышления в нестандартных ситуациях. При этом важно предоставлять достаточный объем свободы действий (учитывая его физическое и психическое развитие), однако совершенно отказываться от запретов не следует.
  3. Свобода выбора деятельности. Если предоставить малышу возможность самому решать, чем ему интересно заняться в данный момент, это поможет выявлению его склонностей. Кроме того, интеллектуальное напряжение, связанное с увлекательным для ребенка занятием меньше его утомляет и приносит больше пользы.
  4. Физическое развитие. Первым шагом формирования творческих основ личности детей становятся регулярные физические занятия – обычно гимнастику начинают делать с первых месяцев жизни, но по мере роста ребенка не следует от нее отказываться.
  5. Поставленные задачи требуется постоянно усложнять, при этом их количество будет постепенно расти. Дети среднего дошкольного возраста познают окружающий мир очень активно и интенсивно, а расширение круга интересов и выбора возможных видов деятельности поможет им развиваться максимально успешно.
  6. Окружающая обстановка. Детей следует окружать предметами, которые будут мотивировать его к нестандартному и уникальному мышлению.

Нюансы формирования мышления

Целый ряд качеств мышления способствует формированию нестандартного мышления детей среднего дошкольного возраста, среди них:

  1. Возможность отслеживания изменений данного объекта в определенный период времени и использование этого опыта во время своей деятельности в будущем.
  2. Ассоциативность. Это качество помогает сделать процесс мышления ребенка дошкольного возраста нестандартным и «эластичным». По сути оно представляет собой умение определять сходства и связи между событиями и / или объектами, несопоставимыми на первый взгляд.
  3. Диалектичность. Это навык выявления внутренних противоречий, препятствующих функционированию системы, с последующей разработкой путей их устранения.


Мама, папа и детское творчество

Мальчик / девочка среднего дошкольного возраста вполне может заниматься увлекательными видами деятельности с родителями.

Начинать совместные занятия можно только после того, как малыш уже научился брать в руки маленькие предметы и способен самостоятельно их удерживать.

О творчестве

Можно выделить целый ряд преимуществ, которые дают занятия, если они проводятся вместе с мамой и / или папой:

  • знакомство с понятием «сотрудничество» и его основами;
  • члены семьи учатся доверять друг другу;
  • осознание малышом себя в качестве полноправного члена общества;
  • развивается воображения как у детей, так и у мамы и папы;
  • создание благоприятной психологической атмосферы;
  • облегчение процесса социализации, что полезно, в особенности, для дошкольного возраста.

6 популярных методов для развития творческих способностей

Оказать помощь дошкольнику в формировании воображения можно с помощью целого комплекса способов, учитывающих особенности, характеризующие психологическое и физическое развитие:

  1. Сборка детских конструкторов – они должны быть интересными и разнообразными.
  2. Игры – этот вид деятельности помогает развиваться во всех направлениях: включая психическое, интеллектуальное, социальное, физическое и творческое.
  3. Чтение сказок, повестей и стихотворений, посещение театров, музеев, выставок и экскурсий – нужно наполнять жизнь ребенка увлекательными и познавательными событиями и обогащать его жизненный опыт.
  4. Увлечение скульптурой, рисованием.
  5. Нужно поощрять стремление сочинять – короткие повести, увлекательные рассказы, песни.
  6. Для детей дошкольного возраста разработан ряд специальных творческих развивающих игр, их также можно применять.


Об упражнениях и играх

Существует большое разнообразие игр и упражнений, направленных на формирование способностей и воображения детей. Не обязательно использовать сразу все – это переутомит детей, в особенности младшего или среднего дошкольного возраста. Достаточно будет выбрать три – четыре наиболее интересных в данный момент, а затем, когда они наскучат, постепенно заменять их новыми.

  1. «Опиши и расскажи». Понадобятся – несколько кругов разного цвета, а также полоски, имеющие различную длину. Малыш сначала подробно описывает предложенный предмет, выделяет его основные особенности, а потом рассказывает, что именно он ему напоминает.
  2. «Реальность и фантазии». Этот вид деятельности направлен на развитие умения различать реальность и вымысел, а также способствует формированию воображения. Родители совместно с сыном или дочерью читают какую-либо сказку, после чего вместе пытаются разобрать, что в этой истории могло происходить на самом деле, а что является чистой фантазией.
  3. «4 цвета». Способствует формированию не только творческих способностей, но и художественного восприятия. Малыш выбирает любые краски – не больше четырех, и создает с их помощью рисунок на бумаге. Затем нужно попросить его описать рисунок и рассказать о значении его отдельных деталей.
  4. «Образы в танце». Формирует не только эмоциональность и чувство ритма, а также актерские навыки. Вместе с малышом нужно придумать образ (распускающийся цветок, веселый зайчик, морские волны) или эмоцию (радость, огорчение, удивление), включить музыку и предложить ему передать выбранное в танце.
  5. «Добрая и злая феи». Малышу нужно дать два бумажных листа, на котором будут изображены две одинаковые фигуры (нераскрашенные). Нужно предложить превратить одну из фигур в злую фею, а другую – в добрую с помощью цветных карандашей или фломастеров. Затем можно предложить пофантазировать на тему, что плохого могла сделать злая фея, и какие хорошие дела совершила добрая.
  6. «Что рассказывает музыка?». Дошкольник закрывает глаза, и ему для прослушивания предлагается какое-нибудь яркое музыкальное произведение – желательно классическое. Это могут быть произведения Шопена, Мусоргского, Вагнера – по выбору родителей или педагога. После прослушивания предлагается описать, что он представлял, когда слушал музыку. Он может либо нарисовать свои фантазии, либо рассказать о них.

Для того, чтобы ребенок имел возможность стать разносторонней успешной личностью, способной находить нестандартный подход к решению поставленных задач и с легкостью преодолевать жизненные трудности, его развитие должно быть комплексным, включающим в себя интеллектуальное, физическое, социальное и другие виды совершенствования.

Ссылка на основную публикацию