Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Как развить речь у ребенка до года

Речь и мышление  отличают нас от «братьев наших меньших». Ребенок, без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Поэтому задача родителей – научить разговорной речи, и не думать, что, только слыша нашу речь, он заговорит сам.

Развитие речевого аппарата проходят все стадии развития, начиная от рождения. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы. И ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. И делать это нужно с рождения, не дожидаясь пока малыш подрастет.


Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Развитие умения говорить взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в ЦНС с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является  толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее  ребенок хочет говорить.

Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Активизируя мелкую моторику верхних конечностей, родители также способствуют активному развитию речи.

Умение говорить у детей,  можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Первая фаза – период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют  стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, и может выражаться как одна из форм общения, и развиваться одновременно с умением говорить.  Продолжается крик  примерно к началу третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период?  Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь должна создать нужные условия для формирования слуха и зрения: звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы должны как можно чаще окружать ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в его ладошку небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте!  Чаще произносите звуки,  доступные для повторения малышом.


Вторая фаза – начинаем гулить

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр.  Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться.  Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Третья фаза – детский лепет

Как утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком  за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:

  • малыш не просто лежит, а уже может сидеть и даже принимать прямостоящее положение;
  • изменение рациона приводит к интенсивному росту рта, и увеличениям возможностей языка.

Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Он все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др.

Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти.

Какие особенности нужно учитывать в этом периоде?  Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять  их.

Четвертая фаза – здравствуйте первые слова!

Характеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11-ти месяцев и до года, у многих детей появляются первые осознанные слова. Они правильно их применяю по отношению к взрослым. Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных. Особенности данного периода – активное словотворчество у ребенка проявляется  в умении ассоциировать слова и предметы.

Продолжаем развивать речь.

  1. Не забывайте правильно и четко называть предметы и комментировать свои действия.
  2. Для ребенка это важно, так как он обогащает свой словарный запас ПРАВИЛЬНЫМИ словами.
  3. Тренируйте губные и щечные мышцы: дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье.

Заключение. Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается. Тренируйте малыша и возьмите терпение в союзники.

Ссылка на основную публикацию