Что такое вестибулярный аппарат

Во время поездки в транспорте ваш ребенок жалуется на тошноту и рвет чуть ли не половину дороги? Любая мама, конечно, начинает беспокоиться и переживать: может это проявление какого-либо заболевания? К счастью, это всего лишь расстройство вестибулярного аппарата и его можно тренировать. Конечно, на это уйдет какое-то время, а на период тренировок при необходимости можно воспользоваться специальными таблетками от тошноты.

Что такое вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат – это орган восприятия (часть внутреннего уха), который фиксирует повороты головы и тела в пространстве.

Составляющие вестибулярного аппарата – накопления реснитчатых клеток внутреннего уха: эндолимфы, отолиты, купулы в ампулах полукружных каналов. Из чувствительных рецепторов равновесия поступают два вида сигналов – это статические, определяющие положение тела, и динамические, связанные со скоростью.

При обычном расположении тела сила тяжести проявляет давление на волосковые клетки. При опущенной голове теменем вниз, отолит повисает на волосках, а при наклоне головы в сторону, один отолит провисает, а первый оказывает давление на другой. Давление отолитов приводит к раздражению волосковых клеток, которые передают сигналы о положении головы в пространстве. Эти клетки раздражаются движением эндолимфы, что дает вращательное ощущение и рефлекторное движение головы и глаз.

Для человека нормальные движения в горизонтальной плоскости, а резкие движения вверх и вниз или в разные стороны приводят к головокружению, тошноте и рвоте.

Вестибулярный аппарат соединен с корой головного мозга, мозжечком и спинным мозгом. Через мозжечок доходит информация от зрительных систем и от вестибулярного аппарата. Он контролирует сокращение мышц, посылает сигналы, вызывающие бессознательные движения мышц для поддержания баланса тела.

В спинной мозг тоже поступают сигналы от мышц. Сплоченная работа этих систем гарантирует сохранение баланса и ориентации тела человека. Так, есть три важные составляющие, руководящие за равновесие – это зрительное восприятие, внутренне ухо, реакция мышц и суставов. Тренировка для вестибулярного аппарата координируют оптимизацию этих составляющих.

Зачем тренировать вестибулярный аппарат

Аппарат у людей, находящихся в невесомости, работает не в полной мере, вследствие чего у организма происходит частичная или полная дезориентация. Это возникает из-за конфликта компонентов вестибулярного аппарата и зрительного поля. У глухонемых не работает чувство ориентации в пространстве. Поворот головы воспринимается с помощью элементов мышц шеи. Если привести к сильному раздражению орган ориентирования, последствиями будут тошнота, рвота, затруднение дыхания, головная боль. Такое влияние дает длительная качка, что часто приводит к морской болезни.

Есть предположение, что за полтора месяца учения жонглированию наращивают новую ткань с нервными окончаниями в теменных и височных долях мозга, которые помимо всего прочего отвечают за ориентацию в пространстве. Так мозг реагирует на поставленную проблему о предсказании движения предмета. По истечению трех месяцев практического жонглирования масса серого вещества увеличивается на три процента. Но этот рост был временным.

Как тренировать вестибулярный аппарат

Тренировать вестибулярный аппарат вполне допустимо. Для этого нужно регулярно выполнять несложные упражнения, которые помогут головному мозгу хорошо ориентироваться в пространстве. Такая гимнастика поможет избежать тошноты и рвоты в ситуациях, когда тело пребывает в некомфортных условиях.

Эффективные упражнения

При нарушениях вестибулярного аппарата  специальная гимнастика помогает восстановить нормальную работу системы. Первоначальные упражнения такие:

  • Ровно поставить ноги вместе, прижав руки к телу и выровнять спину.
  • Наклонять голову вперед – назад и глубоко дышать (около 15 повторений на каждую сторону).
  • Повторить те же движения, но уже вправо – влево.
  • По окончании упражнений, сделать пару круговых поворотов в обе стороны.

После двух недель регулярных занятий можно добавить два более сильных упражнения:

  • Поставить ноги по ширине плеч и опустить руки. Сделав глубокий вдох, при выдохе наклонить руки вправо и влево, а затем снова опустить вниз (около 10 повторений для каждой стороны).
  • Поставить руки на пояс, и поворачивать тело в разные стороны.
  • Лечь на живот, отведя голову назад. Перевернуться на спину и наклонить голову вперед, пытаясь дотянуться подбородком до груди (повторять 4-5 раз).
  • Зафиксировать взгляд на определенной точке, следом отвести как можно дальше глаза в стороны, затем вверх и вниз.
  • Бег на месте. Расслабить мышцы, слегка согнуть руки в локтях и свободно опустить, ступни не поднимать высоко. Голова смотрит прямо, затем наклон вперед, назад, влево, вправо.

При первых тренировках может появляться головокружение, но это не опасное и временное явление, останавливаться не нужно. После нескольких недель тренировок должны прийти улучшения самочувствия.

Упражнения с подручными средствами

Для тренировок вестибулярного аппарата можно приспосабливать подручные материалы. Например, балансирование с предметом на голове: самое простое – это хождение по дому с книгой на голове. Сначала начать с похода по прямой линии, потом добавляются повороты и препятствия.

Так же подойдут швабра или веник с длинной рукояткой. Поставить на пол и кружиться вокруг. Делать по десять оборотов в каждую сторону, после пройтись прямо и так несколько подходов. Сначала могут возникнуть трудности с выполнением задачи, но стабильные тренировки разовьют координацию. Еще один вариант – это вращение на офисном кресле по той же схеме.

Тренировка на улице: хождение по бордюру. Для того, чтобы не падать, расставить руки по сторонам. Если взять это упражнение в привычку, то это приведет к развитию центра вестибуляции и улучшению координации.

Особенности тренировки вестибулярного аппарата у ребенка

Тренировать вестибулярный аппарат для детей можно уже в первые месяцы после рождения, например, танцевать с ребенком на руках. Облокотить его голову о свое плечо и качать в разные стороны, вверх и вниз. Не сильно интенсивно. Потом кружиться на вытянутых руках с малышом. Тут главное предельная осторожность и внимательность. Не следует делать слишком продолжительные тренировки.

В помощь придет большой шар для фитнеса. Положить ребенка спиной сверху мяча и качать взад-вперед, в разные стороны. Повторить действие, перевернув ребенка на живот. Так же возможно пружинить на нем. Поставить малыша на ноги сверху мяча, придерживая приподнимать и опускать его. Подобные упражнения так же помогают развитию тела крохи.

С детьми постарше разнообразие упражнений увеличивается. Ребенка можно катать по мягкой поверхности, подкидывать немного, покачивать вниз головой, удерживая за ноги (его нужно повернуть лицом к человеку, чтобы можно было контролировать его реакцию). Главное, чтобы тренировки не напугали ребенка.

С годовалого возраста можно начинать более серьезные занятия.

  • Танцы для детей. Вальсировать с малышом в разные стороны. Хватит и пары разворотов в каждую сторону, спокойным темпом. Постепенно наращивать интенсивность вращений.
  • С помощью обруча для похудения можно кружить ребенка. Поставить на него малыша, поддерживая за руки, поворачивать в разные стороны. Главное не превысить количество оборотов, иначе может закружиться голова.
  • Частая игра в прятки хорошо тренирует вестибулярный аппарат. Из-за отсутствия зрительного контакта, сложно держать равновесие, но при многократной практике повысится внимательность и улучшится координация.
  • Хождение по бревну – увлекательное и эффективное упражнение в виде игры. Главное поначалу подстраховывать, чем младше ребенок, тем сложнее ему удержать равновесие. Для начального уровня можно упростить задачу: разложить по комнате веревку. Малыш должен учиться ставить ступни след в след – сначала это нелегко дается, но это действительно рабочий метод.
  • Так же стоит ходить летом в парк и отправить малыша прыгать на батуте. Главное контролировать, чтобы он не выпрыгнул за конец батута. Это не только очень весело, но и развивает координацию.
  • Катание на качелях тоже отлично подойдет. Главное начинать качать понемногу, потом увеличивать амплитуду, но главное придерживать ребенка, чтобы он не выпал.

    Часто дети любят кружиться на месте. Не стоит бросаться останавливать его и ругать. Это вроде саморазвития аппарата, к тому же дети чувствует, в какой момент следует перестать.

  • Лазать по деревьям, веревкам, лестницам, прыжки через скакалку, бег – такие забавы улучшают координацию. Нужно приучать ребенка к гимнастическим упражнениям по утрам. Делать комплексы поворотов, наклоны головы и тела.
  • Катание на велосипеде, коньках, роликах – помогает учиться держать равновесие. Стоит помогать ребенку осваивать эти тренировки и игры, а еще лучше самому принимать участие.

Вместо заключения

Аппарат вестибулярный заканчивает формироваться у большинства детей к двенадцати – пятнадцати годам. Из-за особенностей гормонального развития, у девочек страх движения и потери равновесия проявляется чаще и больше, чем у ребят. Когда происходит качание девочки, у нее растет уровень вазопрессина – это гормон стресса. Из-за этого повышается давление в крови. Но это не означает, что в более старшем возрасте тренировать вестибулярный аппарат не имеет смысла. Напротив, если выполнять предложенные упражнения, то в любом возрасте можно избавиться от неприятных симптомов этого состояния.

 


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию