Что такое оригами

Чем занять ребенка в холодную дождливую погоду? Можно, например, почитать сказку, порисовать, полепить из пластилина, проиграть в спокойные игры или научить ребенка простым схемам оригами. Возможно, не всем известно такое слово, но практически все родители знают, как сделать из бумаги самолетик, кораблик или забавную шапку-тюбетейку. Вот именно это складывание бумаги в различные предметы, без использования клея и называется оригами.

Оригами будет не только интересным и увлекательным времяпровождением для детей, но и очень полезным занятием для их развития. В этой статье мы поговорим про различные виды оригами из бумаги для детей 3-4 лет, а также рассмотрим простые схемы их изготовления.

Что такое оригами

Зародившееся много веков назад в древнем Китае искусство складывания фигурок из бумаги имело в те времена ритуальное значение. Бумажные скульптуры использовались в обрядах, а владеть техникой складывания бумаги было признаком принадлежности к элитным сословиям общества.

Существовали и классические правила оригами, отходить от которых не допускалось. Например, скульптура всегда складывалась только из квадратного листа бумаги, который нельзя было резать. Клей и любые другие вспомогательные средства использовать было запрещено.

Со временем, благодаря обмену культурными особенностями между народами, необычное восточное ремесло бумажной скульптуры распространилось по всему миру, потеряв свои первоначальные строгие правила, а также предназначение.

В нынешнее время существует множество схем с использованием бумаги разных форм, в некоторых ситуациях применяется клей, а некоторые художники используют бумажные фигурки, покрываемые краской, для создания объемных картин. Европейцы быстро оценили декоративный и творческий потенциал оригами, поэтому за пределами Китая оно быстро получило широкое применение в дизайне, украшении интерьеров, а также в программах развивающих занятий с детьми.

Какие особенности развивает это искусство?

Оригами — это творческий процесс, который очень прост для освоения новичками, но в то же время имеет огромный потенциал развития в сторону своего усложнения для опытных оригамистов. Простые фигурки, которые получаются путем всего нескольких последовательных манипуляций с листом бумаги, не потребуют особенных навыков от человека и доступны даже самым маленьким детям, но создание более сложных скульптурок будет хорошим способом проверить следующие качества человеческого характера:

  • аккуратность;
  • умение следовать строгому плану;
  • усидчивость, концентрация;
  • ловкость, мелкая моторика пальцев;
  • умение трудиться в ожидании результата.

Бумага — это очень капризный материал, и попадание даже одной мелкой капельки влаги безвозвратно испортит его внешний вид, а сделанный не в том месте сгиб навсегда оставит заметную отметину в память о себе. Поэтому во время занятий оригами в любом человеке постепенно развивается такое полезное качество как аккуратность, ведь для создания красивой и качественной фигурки нужно проделать все манипуляции с заготовкой так, чтобы она не получила никаких ненужных повреждений и не была испачкана.

Самые сложные схемы оригами требуют провести больше сотни манипуляций с листом бумаги, чтобы получить результат. Если говорить о сложнейших модульных скульптурах, собираемых из множества более простых фигурок, то счет необходимых для достижения финальной конструкции шагов может идти на тысячи.

Конечно, получение нужного результата в таком случае не может обойтись без наличия умения следовать строгому плану и хорошей концентрации человека, работающего с бумагой. Поэтому во время занятий оригами непременно развиваются такие качества характера как усидчивость и умение концентрироваться на деле.

В очень детализированных бумажных скульптурах расстояние между линиями сгибов может быть настолько маленьким, что новичку будет просто не по силам выполнить такую фигурку правильно, ведь речь идет о получении идеально ровных сгибов в миллиметрах друг от друга. Но создавая все более сложные фигурки, любой человек со временем может достичь необходимого мастерства. Это значит, что ловкость человеческих пальцев существенно вырастит благодаря подобным занятиям.



Чтобы достичь результата и получить готовую бумажную скульптуру, необходимо преодолеть некоторый путь, на протяжении которого придется потрудиться. Преодолевая ступеньку за ступенькой, оригамист приближается к своей цели по шагам, следуя строгому плану. Это умение строго следовать плану для достижения поставленной задачи непременно не пройдет даром для характера человека, а найдет свое применение в других жизненных ситуациях.

Роль оригами в развитии детей 3-4 лет

Занятия декоративно-прикладными видами искусства входят в учебные программы любых детских учебных заведений. Для развивающегося ребенка 3-4 лет, который уже обладает необходимой ловкостью, занятия такими видами деятельности помогают развиваться сразу во многих направлениях, стимулируют развитие нервной системы и нейромышечных связей, позволяют заинтересовать ребенка искусством и учат умению создавать что-то, трудиться и получать результат. Завершив работу над скульптурой, какой бы простой в создании она ни была, ребенок чувствует себя создателем чего-то, что с психологической точки зрения очень полезно для детского развития. В его мировоззрении, таким образом, прогрессирует более глубокое понимание устройства окружающего его мира по следующим принципам:

  • все можно сделать своими руками;
  • создавать и трудиться интересно;
  • все сложное просто, если разобраться.

 

Как организовать занятия оригами с детьми

Для первых занятий оригами с маленькими детьми подойдут простых схемы на 4-8 шагов. Для начала следует заинтересовать ребенка в результате, показав ему готовую бумажную скульптуру, которую он будет делать. Также лучше наполнить будущую бумажную поделку смыслом, чтобы ребенок захотел стараться. В таком случае можно договориться с малышом, что сделанный им на занятии цветочек он подарит маме. Или, к примеру, бумажную птичку он посадит на окошко вместе с другими птичками, чтобы в нем проснулось чувство конкуренции, ведь его птичка должна выглядеть красивой рядом с поделками других детей.

Лучше не рассказывать маленьким детям историю оригами, а концентрироваться на создании бумажных скульптур, так как дети больше любят что-то делать, чем сидеть и слушать, и в таком возрасте информация об истории оригами не имеет для ребенка ценности, поэтому интереса не вызовет.

Постепенно переходя от самых простых схем оригами в 4-8 шагов к более сложным в 8-20 шагов, дети должны сделать 4-5 готовых поделок, чтобы переход от простого к сложному был для них незаметен. Позже следует показать ребенку его прогресс, сравнив его самую простую первую поделку и более новую. Ребенок заметит прогресс и получит стимул развиваться дальше.

Самые простые оригами для детей 3-4 лет

Самолетик

Как уже было сказано, для первых занятий оригами лучше выбирать наиболее легкие схемы. Схема «самолетик» (рис. 1) в 7 шагов позволяет сделать поделку, с которой потом можно и поиграть, запуская получившийся самолетик друг другу. Сделать самолетик по такой схеме можно из обычного прямоугольного листа А4.

Алгоритм выполнения

  • прямоугольный лист бумаги сложить вдоль пополам. Вернуть лист в начальное положение. Отогнуть одинаковые углы в оси листа бумаги.
  • Отогнуть часть листа с отогнутыми углами вниз, линию сгиба переместить на 1-2 см ниже того места, где заканчиваются углы.
  • Снова отогнуть углы в оси листа.
  • Выглядывающий кончик бумаги отвернуть поверх углов.
  • Вывернуть лист в обратную сторону по оси.
  • Отогнуть края так, чтобы получились крылья.

Рисунок 1. Схема «самолетик» на 7 шагов.

Собачка

Следующая схема, которая подойдет для первых занятий с детьми 3-4 лет — это «собачка» (рис. 2), получаемая из квадратного листа бумаги за 6 шагов. Готовой поделке по данной схеме нужно будет дорисовать глаза и нос, чтобы она получилась завершенной.

Алгоритм выполнения

  • Взять квадратный лист бумаги, сложить его по диагонали.
  • На полученном треугольнике наметить середину.
  • Отогнуть его концы с двух сторон вниз.
  • Нижний угол треугольника отогнуть вверх.
  • Нарисовать глазки и носик собачке.

Рисунок 2. Схема «собачка» на 6 шагов.

Тюльпан

Следующая схема также очень простая, но собирается из двух частей. «Тюльпан» (рис. 3) делается за 9 шагов из двух одинаковых квадратных кусков бумаги красного и зеленого цвета. Готовые две фигурки нужно склеить между собой, чтобы получился красивый цветочек. Перед началом создания тюльпанов, можно договориться с детьми, что они подарят получившиеся цветочки своими мамам или сестрам.

Алгоритм выполнения

  • взять квадратный лист цветной бумаги (красной, желтой, розовой – на выбор)
  • согнуть лист по диагонали.
  • полученный треугольник согнуть еще раз по диагонали и разогнуть, чтобы была видна линия сгиба. Теперь сделать сгиб правого конца треугольника примерно под углом 60 градусов (2/3 стороны треугольника)
  • второй конец отогнуть аналогично первому.
  • низ завернуть.
  • взять квадратный лист цветной бумаги зеленого цвета.
  • согнуть ее по диагонали и разогнуть назад, чтобы были видны места сгиба
  • сложить обе стороны треугольников листа так, чтобы линии сгиба располагались между свободным краем и диагональю.
  • сложить фигуру пополам по диагонали
  • Отогнуть низ так, как показано на рисунке.
  • соединить обе детали цветка

Рисунок 3. Схема «тюльпан» на 9 шагов.

Кошка

По аналогии с собачкой можно сделать поделку по схеме «кошка» (рис. 4) в 6 шагов. Для данной поделки нужно использовать квадратный лист бумаги, а в конце дорисовать получившейся кошке глаза, нос, рот и усы.

Алгоритм выполнения

  • Взять квадратный лист бумаги, сложить его пополам по диагонали
  • Полученный треугольник сложить пополам, чтобы наметить ось и вернуть его в начальное положение.
  • Наметить середину боковых сторон и загнуть концы так, как показано на рисунке.
  • Отогнуть верхний конец, заправить его за «ушки».
  • Перевернуть оригами
  • Нарисовать глазки, носик и усы кошки.

Рисунок 4. Схема «кошка» на 6 шагов.

Кораблик

Одна из самых простых схем — «кораблик» (рис. 5), который делается всего за 4 шага.

Алгоритм выполнения

  • Взять квадратный лист бумаги. Сложить его пополам по диагонали
  • Полученный треугольник сложить еще раз так, как показано на рисунке.
  • Сначала загибается одна сторона, потом другая в противоположную сторону.
  • Мысленно проводим наклонную линию и по ней загибаем бортики
  • Наш парусник- кораблик готов.

Рисунок 5. Схема «кораблик» на 4 шага.

Вместо заключения

Оригами — это искусство для всех возрастов. Так как для занятий с бумагой из расходных материалов требуется лишь только бумага, то это искусство доступно всем и не требует финансовых затрат. Взрослые найдут в нем необходимую сложность, медитативность и глубину, а дети оценят его простоту и легкость в достижении результата.

Для ребенка занятие данным декоративно-прикладным искусством является очень хорошим способом развивать самые разные навыки и полезные черты характера. Заниматься оригами с детьми в возрасте 3-4 лет следует в виде игры, а также мотивируя к старанию путем наполнения поделок смыслом: можно делать «цветочек для мамы», «кошечку как дома» и т.п.

Разбавляя другие виды занятий периодическим созданием бумажных поделок, нужно постепенно давать детям более сложные схемы, чтобы их навыки не стояли на месте, а стремительно и не вызывая затруднений развивались. Заметив свой собственный прогресс, ребенок будет удивлен и рад, что только принесет ему еще больше положительных эмоций от этого полезного занятия.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию