1. Как ребенок учится поднимать корпус и сидеть прямо

Педиатры призывают, как можно раньше побуждать детей поворачиваться на живот и ползать. Родители, наоборот, стремятся быстрее решить проблему, как научить ребенка сидеть самостоятельно, без опоры. Наш знаменитый современник доктор Евгений Комаровский уточняет, что взрослые не должны спешить присаживать малыша в возрасте 4–5 месяцев. Сохранять вертикальное положение позвоночника — к этому детей побуждают без излишнего усердия.

1. Как ребенок учится поднимать корпус и сидеть прямо

Очень часто мамы задаются вопросом, с какого возраста присаживать малыша. Родители живо интересуются, во сколько месяцев младенец начинает поднимать корпус, как научить ребенка сидеть самостоятельно, без посторонней помощи. Есть мнение педиатров, что не следует торопиться и буквально навязывать крохе вертикальное положение туловища.

Развитие двигательных навыков ребенка на первом году жизни

Возраст, мес.

Что умеет малыш

2–4

Держит и поворачивает голову, находясь в вертикальном положении

3–4

поднимает голову и грудь, лежа на животе и опираясь на согнутые предплечья

4–5

Переворачивается со спины на живот, с живота на спину

5–7

Поднимает корпус, сидит с опорой, ползает

6,5

Мальчики к этому времени почти не заваливаются на бок в положении сидя

7–8

Самостоятельно садится

8–9

Лежа на животе или спине, поворачивается и принимает сидячее положение

9–11

Стоит в манеже и кроватке, начинает ходить

12

Самостоятельно ходит
Приведенные в таблице возрастные границы — ориентировочные. Недоношенные дети эти и другие этапы проходят позже, чем их сверстники.

1.1 Когда начинают сидеть мальчики без опоры

Педиатры отмечают более раннее развитие мышечного корсета мальчиков. Они на 0,5–1 месяц раньше, чем девочки, умеют самостоятельно держать голову и спину без посторонней помощи. Мальчика в 5 месяцев присаживают на руках, придерживая его за спину и попу.



Примерно к 5,5–6 месяцам ребенок проявляет желание сидеть, держась за спинку своей коляски. Если нет опоры, то корпус изгибается, мышцы спины расслабляются, что не желательно. Присаживают малыша на кровати или диване, обкладывая подушками по бокам и сзади. Такие упражнения выполняют ежедневно.

1.2 Когда девочки начинают сидеть без опоры

Мнение педиатров по поводу возраста, в котором присаживают малышек, разделились. Как уверяют одни эксперты, развитие младенца в первый год жизни мало зависит от пола. Другие считают, что гендерные различия проявляются с самого рождения. Например, девочки легче и раньше осваивают двигательные навыки.

Учите девочку сохранять вертикальное положение туловища с 5 месяцев, совмещая присаживание малышки с ползанием.

Есть рекомендации, не учить сидеть без опоры девочек до 6 месяцев из-за опасности развития загиба матки. Большинство педиатров относятся к этому предупреждению, как к медицинскому мифу. Ведь патологии женского и мужского организма возникают исключительно по причине анатомических, физиологических и генетических нарушений.

2. Надо ли спешить присаживать ребенка?

Родители грудничков наверняка спрашивали патронажную медсестру, как можно быстро научить малыша сидеть, задавали тот же вопрос участковому педиатру. Каково же было удивление, когда в ответ им предлагали создать условия для того, чтобы ребенок начинал ползать. Развитие мышц туловища и позвоночника в результате активных движений подготавливает кроху к сохранению статического положения.

Перелистаем любое серьезное печатное издание о воспитании и охране здоровья детей. Найти материал о том, как научить ребенка сидеть самостоятельно, будет проблематично. Авторы публикаций — ученые, врачи-педиатры, и просто энтузиасты — обходят этот вопрос молчанием. Зато настоятельно рекомендуют не забывать о роли активности в развитии и воспитании.

«Жизнь требует движения», говорил Аристотель — основатель первого древнегреческого лицея и воспитатель Александра Великого (Македонского). Талантливейший врач средневековья Авиценна предупреждал о негативном влиянии неподвижности, когда человек чахнет, «сила его органов слабеет». «Отец русского акушерства» Нестор Амбодик-Максимович называл главной причиной медленного роста тела младенца недостаток двигательной активности.

Исследования русского педиатра Валентина Гориневского около 100 лет назад подтвердили, что малоподвижность снижает жизненные процессы в организме ребенка.

Патриарх отечественной педиатрии Александр Тур называл физическую активность детей грудного возраста «лучшим средством воспитания». Родители, увлекшись решением проблемы, как научить ребенка сидеть самостоятельно, забывают о насущной потребности малютки в движении. Ведь намного проще и удобнее, когда малыш спокойно сидит на стульчике или в автокресле.

Педиатры и врачи-ортопеды советуют, как можно раньше начать укрепление позвоночника, мышц детей с помощью массажа и физических упражнений. Поглаживания и гимнастика способствуют ускорению обменных процессов в организме, усиливают деятельность сердца и легких. Чем меньше ребенок, тем сильнее воздействуют движения на его нервную систему, быстрее развиваются умения самостоятельно ползать и ходить.

3. Способы подготовки малыша к самостоятельному сидению

3.1 Расслабляющий массаж перед началом занятий и после выполнения упражнений

Поглаживания — это слабые ритмичные раздражения тела (механические). Ладонной или тыльной поверхностью кистей рук взрослый будто скользит по коже малыша. Такие движения способствуют нарастанию мышечной массы у детей, главным образом потому, что улучшают обмен веществ.

Растирание — вид массажа, повышающий сократительную способность поверхностно расположенных мышц, их эластичность. Давление руками оказывают чуть больше, чем при поглаживании.

3.2 Движения для укрепления спины с первых дней жизни

  • Когда малыш лежит на животе, опирается на руки и пытается поднять голову и плечи, то эти мини-отжимания развивают и позвоночник и мышцы спины.
  • Помогает ребенку быстрее научиться сидеть умение переворачиваться с живота на спину, затем в обратном направлении.
  • Если младенец держит голову самостоятельно, то в 4–5 месяцев его можно начинать присаживать.
  • Пятимесячного малыша в положении сидя поддерживают, обеспечивают хорошую опору.

3.3 Динамические упражнения

Рефлекторные движения — прикосновение к определенным точкам на теле грудничка. Например, взрослый проводит пальцами по длинным мышцам спины ребенка. Прикосновение вызывает раздражение чувствительных нервных окончаний кожи в районе копчика, поэтому спина разгибается.

Пассивные упражнения — сгибание и разгибание взрослым ног и рук младенца, как это естественно будет делать позже сам малыш.

Пассивно-активные движения — присаживание, подтягивание за согнутые в локтях руки, перевороты с живота на спину и обратно, наклоны корпуса ребенка.

Совет! Делайте поглаживание и растирание нежно, чередуйте с физическими упражнениями, как это рекомендует в предлагаемом видео врач-педиатр, опытный массажист Николай Цыбышев (рефлекторное упражнение специалист демонстрирует в конце приведенного ниже видеоролика).

Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренной комнате при температуре воздуха около 20°С. Ребенок находится на столе, высотой до 75 см, с ровным и плотным, но не жестким покрытием. Продолжительность одного занятия с грудничком — 8–10 минут.

4. Упражнения для укрепления мышц спины ребенка и развития умения самостоятельно сидеть



Следуя предлагаемым рекомендациям, родители помогут младенцу быстрее научиться принимать вертикальное положение самостоятельно, сидеть без опоры и ползать. Занятия с ребенком проводят на специальном столе, как для массажа, либо на полу.

Яркие игрушки сделают упражнения интересными, доставят малютке радость. Для безопасности потребуется подушка, ее укладывают сзади крохи или прислоняют к стене.

Упражнение 1.

Малыш лежит на твердой поверхности, застеленной одеялом и пеленкой. Взрослый выпрямляет ноги грудничка и удерживает сомкнутые коленки одной рукой. Другой ладонью берет правое запястье младенца и тянет в противоположную сторону. Малыш инстинктивно будет искать опору на столе локтем другой руки. Затем взрослый тянет запястье левой руки направо. Такие движения повторяют до 8 раз.

Упражнение 2.

Взрослый держит ребенка за обе руки и аккуратно тянет к себе. Голова и плечи младенца поднимаются, его корпус постепенно занимает вертикальное положение. Грудничок сидит так несколько секунд, после чего взрослый осторожно помогает ему снова принять горизонтальное положение. Упражнение повторяют 4–6 раз.

Упражнение 3.

Развивает группы мышц туловища, от которых зависит умение принимать сидячее положение. Взрослый держит малыша за запястья и медленно приподнимает его. Пальцами одной руки удерживает ладони ребенка, другой — колени. Затем начинает медленно покачивать грудничка, помогает ему делать корпусом круговые движения.Эти действия выполняют в течение 1,5–2 минут.

Упражнение 4.

Наклоны корпуса малыша для укрепления мышц спины и живота. Взрослый поднимает ребенка, чтобы он стоял, поворачивает к себе спиной. Одной рукой держит малютку немного выше коленей, второй поддерживает его грудь. Туловище ребенка медленно наклоняет вперед, чтобы его спина приняла горизонтальное положение. Затем возвращает в исходную позицию. Это движение повторяют до 6–8раз.

Упражнение 5.

Наиболее сложное действие из всего комплекса. Движение предназначено для детей в возрасте 5,5–6,5 месяцев с уже окрепшими мышцами спины. К этому периоду жизни малыш достаточно резво опирается на локти, поднимает плечи и голову. Взрослый усаживает ребенка спиной к подушке, которую прислоняет к стене, держит малютку за руки. Слегка приближает малыша к себе, потом отстраняет назад.

После таких покачиваний взрослый предлагает крохе яркую игрушку, но поднимает ее чуть выше его руки. Цель этого упражнения — побудить ребенка потянутся за игрушкой, оставаясь в сидячем положении.

Иные родители переживают, как научить ребенка сидеть самостоятельно, если малышпо стоянно заваливается на бок. Обычно к 7–8 месяцам эти проблемы исчезают, младенец без помощи взрослого спокойно играет в сидячем положении.

Внимание! Если ребенок в возрасте 10 месяцев еще не сидит без опоры, то родителям следует обратиться к детскому врачу за консультацией.

Можно понять переживания родителей, чей ребенок отстает от сверстников в освоении двигательных навыков, в частности, не умеет самостоятельно принимать сидячее положение. Доктор Комаровский в видео уроке для всей семьи рассказывает, почему учить малыша переворачиваться и ползать — важнее.

5. Заключение. Мир, открытый заново

Мышцы ребенка развиваются с рождения, наиболее активно — между четвертым и седьмым месяцами. Именно в этом возрасте младенец начинает самостоятельно переворачиваться, делает попытки сидеть без опоры и ползать. Эти движения открывают перед малышом широкие возможности для игры, обучения и дальнейшего развития.

Начинается новое увлекательное «открытие мира», теперь уже из положения сидя. Малютка подробно рассматривает привычные вещи с иной точки зрения. Руки остаются свободными, значит, появляются более сложные игры. Прогулки на улице тоже становятся разнообразнее, ведь родители приподнимают спинку коляски. Вертикальный слинг для маленького ребенка и ходунки облегчают маме и папе совместное времяпрепровождение. Следующие достижения маленького первооткрывателя — сидеть в своем высоком стульчике за семейным столом, вставать и ходить.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию