Ранний детский аутизм

 

Аутистами могут быть как дети, так и взрослые. В данной статье речь пойдет о детском аутизме (дети с ранним детским аутизмом). В настоящее время имеется несколько объяснений феномену человеческой психики, называемому аутизмом. Поклонники той или иной версии готовы предоставить почти бесконечное множество убедительных, на их взгляд, доказательств в защиту своих предположений.

Ранний детский аутизм

Одни утверждают, что аутизм – это психиатрическое заболевание, и ставят его в один ряд с шизофренией и почему-то сравнивают с синдромом Дауна. Хотя между этим синдромом и аутизмом нет ничего общего. Другие убеждены, что аутизм – это никакое не заболевание, а особое психическое и отчасти физиологическое состояние, благодаря которому человек видит мир иначе и взаимодействует с миром по своим особым правилам. Третьи уверяют, что аутисты – каким-то дивом дивным оказавшиеся на Земле пришельцы из других миров.

На самом же деле в настоящее время доподлинно известно лишь одно. Аутизм – это врожденная особенность человеческой психики. Именно врожденная, то есть, приобрести аутические свойства в процессе жизни нельзя, с ними человек рождается. Избавиться от этих свойств невозможно: это своего рода инстинкты, данные аутистам для выживания. Ребенок-аутист вырастает в аутиста-взрослого.

Основные отличия аутиста от обычного человека:

  1. Аутист, как может, избегает контактов с внешним миром. Он не желает общаться с людьми, а если и общается, то лишь в меру крайней необходимости. Всякое пребывание в обществе отнимает у него много энергии. Чтобы восстановиться, аутисту необходимо долгое время провести в одиночестве.
  2. У него имеется свой собственный внутренний мир, в котором он большей частью пребывает и в который никого не допускает.
  3. Аутист стремится жить по собственным, понятным только ему самому, правилам.

Отдельно следует коснуться здесь такого вопроса, как количество аутистов в современном мире. Многие утверждают, что с каждым годом их рождается все больше. По их словам, если раньше на 10 000 нормальных детей приходилось по 2-3 малыша с аутическим отклонением, то в последние годы на тех же 10 000 нормальных детей приходится уже до 200 детей с синдромом раннего детского аутизма. На основании этих цифр возникло даже предположение, что в мире распространяется некая загадочная «аутическая эпидемия».

Серьезные исследователи опровергают такие слухи, и никакой «аутической эпидемии» не видят. По их мнению, процент детей, рождающихся с признаками раннего аутизма, постоянно стабилен и составляет от 5 до 20 «аутят» на те же самые 10 000 обычных младенцев. Утверждения о неимоверном количестве новорожденных с аутическими признаками серьезные ученые объясняют данью вышеупомянутой моде. Ну и, конечно, страху: как известно, все неведомое человека страшит. Те, кто боится, всегда преувеличивают свои страхи.

Причины развития детского аутизма

Версий, гипотез и предположений о том, что такое аутизм, существует множество. Однако истинная причина того, что это на самом деле такое, до сих пор никому не известна. В настоящее время ни одно из предположений не доказано в полной мере. А поскольку это так, то версии продолжают плодиться – от более или менее научно обоснованных, до самых фантастических:

  • Аутизм передается по наследству. Плюсы этой версии: действительно, иногда в одной семье бывают аутист-папа и аутист-ребенок. Минусы: почти с такой же самой периодичностью ребенок с синдромом аутизма может родиться и в обыкновенной семье;
  • Обычно аутист – это первый ребенок в семье. Однако в последнее время доказано, что почти с такой же периодичностью аутистом может быть и второй ребенок, и третий, и даже восьмой или десятый. Никакой «железной» закономерности до настоящего времени здесь не обнаружено;
  • Мама, родившая ребенка-аутиста, во время беременности переболела каким-либо вирусным заболеванием: краснухой, корью, ветрянкой и т. д. В результате материнского заболевания мозг у плода стал развиваться неправильно, отсюда и ранний детский аутизм. Плюсы этой версии: действительно, у большинства детей-аутистов в первые годы жизни наблюдается чрезмерное развитие головного мозга, что подтверждено научными исследованиями. Минусы: в настоящее время прямая связь между материнским заболеванием и непомерным развитием мозга у ребенка не доказана;
  • Аутистом ребенок становится из-за «холодности» родителей. Иными словами, если родители не уделяют должного внимания своему ребенку и эмоционально с ним не общаются, то малыш замыкается в себе – отсюда и детский аутизм. Не так дано подобная версия была в особом почете, но затем было доказано, что аутизм – это врожденное свойство, и в настоящее время эту версию основательно подзабыли;
  • Можно также услышать гипотезу, что аутистами дети становятся из-за прививок. Эта версия также не выдерживает серьезной критики все по той же причине: аутистами не становятся, ими рождаются;
  • В последнее время все больше поклонников у гипотезы о том, что синдром аутизма – это сбой в генетике конкретного человека, когда этот человек еще находится в материнской утробе. Правда, какой именно ген «засбоил», и отчего именно этот, а не какой-то другой ген, до сих пор остается неясным;
  • О всяческих фантастических версиях феномена аутизма (типа «аутист – это человек новой расы» или «аутист – это пришелец») здесь речи не идет.

Симптомы и признаки

Говоря о симптомах и признаках аутизма, следует иметь в виду несколько немаловажных обстоятельств. Первое: говоря о симптомах и признаках, свойственных детям-аутистам, нужно иметь в виду, что речь идет именно об их особенностях психологического развития, но никак не об интеллектуальных способностях. Воспринимать детей-аутистов как неких дурачков – большая ошибка, не говоря уже о моральных аспектах такого восприятия. Второе: не следует считать, что симптомы, о которых здесь будет говориться, присущи всякому без исключения ребенку с аутическим спектром восприятия. Доказано, что всякий аутист (в том числе и ребенок) отличается от подобного себе в гораздо большей степени, чем отличаются друг от друга обычные люди.

Поэтому нижеследующий перечень симптомов и признаков будет в известной мере обобщенным. Другими словами, у кого-то – тот или иной признак/симптом есть, у кого-то – отсутствует. Здесь очень многое зависит от психологического устройства самого малыша. Ну и, разумеется, от того, какие люди «аутенка» окружают и как они на него влияют. Хотя в любом случае следует иметь в виду, что все поведение ребенка направлено на то, чтобы отгородиться от внешнего мира и никого не допустить в собственный внутренний мир.

Проявляемые аутические признаки во многом зависят от возраста ребенка. С момента рождения и до 2-летнего возраста они таковы:

  • У ребенка никак не выражается привязанность к маме. Он не улыбается, не тянет к матери руки, не беспокоится, когда ее нет;
  • При общении малыш упорно не смотрит в глаза и на материнское лицо. По образному выражению, он постоянно смотрит «сквозь» или в сторону;
  • Он никак не реагирует, когда мать берет его на руки, а если и реагирует, то криком и плачем. Очень часто маленькие «аутята» отказываются от материнской груди. Создается впечатление, что малышу лучше, когда его никто не трогает и не прикасается к нему;
  • Ребенок с ранним аутизмом не хочет играть в компании других детей, ему больше нравится играть одному. Причем, он обычно равнодушен к традиционным детским игрушкам, предпочитая в качестве игрушки какой-нибудь посторонний предмет: колесико, щепку, обрывок веревки и пр. Вообще фрагменты какого-то предмета его интересуют гораздо больше, чем предмет в целом;
  • Ребенок не указывает пальцем на заинтересовавший его предмет или человека, как это делает большинство детей;
  • Общаясь с другими людьми, он зачастую относится к ним как к предметам, то есть, не понимает отличий между человеком и предметом. Или – не считает нужным отличать одно от другого;
  • Обычно ребенок не откликается на свое имя;
  • Долгое время он может не разговаривать – иногда до 5-летнего и даже 7-летнего возраста. А если и разговаривает, то крайне редко и неохотно. Иногда произнеся несколько вполне осмысленных фраз, он опять может на долгое время замолчать (почему ребенок долго не начинает говорить);
  • Не терпит никаких изменений, и как может, противится им. Любое изменение в обстановке, в одежде, в еде может вызвать у «аутенка» страх или агрессию;
  • Плохо спит, может подолгу лежать, глядя куда-то в пространство;
  • Очень резко реагирует на некоторые внешние раздражители: шум, набор определенных звуков, яркий свет, запахи, некоторые произносимые другими людьми слова и т. д. Все это может «аутенка» сильно пугать или вызывает в нем протест вплоть до истерики;
  • Отдельным пунктом следует отметить гиперчувствительность маленького аутиста к прикосновениям. Невыносимые страдания ему могут доставить обычные, казалось бы, вещи и действия других людей: бирка или швы на одежде, слишком тесная одежда, застегнутый под горло воротничок, шарфик, холодная молния на куртке, поглаживание по голове, попытки взять за руку или поцеловать и пр. Все это способно вызвать у малыша бурный протест и даже истерику;
  • У таких детей обычно перебои с аппетитом (то он есть, то его нет). Кроме того, маленький аутист зачастую отказывается от каких-то блюд, в то время как другой еде он отдает предпочтение. Любая попытка внести разнообразие в меню вызывает испуг и резкое неприятие;
  • Интеллект ребенка аутиста может развиваться как обычно, может отставать или опережать природный график. От чего это зависит –неизвестно. Очень часто интеллект развивается односторонне: в какой-то области ребенок может добиться просто-таки феноменальных успехов, а в других областях – не знать даже элементарных вещей;
  • Перечисленные симптомы можно считать первичными сигналами для родителей. Если хотя бы треть этих признаков у ребенка регулярно наблюдается, то это уже повод для родителей задуматься о том, не является ли их дитя аутистом.

Начиная с 2-х лет и заканчивая 11-летним возрастом, у ребенка обычно проявляются дополнительные аутические признаки:

  • Малыш может либо вообще не говорить, либо говорить крайне редко, либо постоянно произносить одно и то же слово или фразу (так называемая эхолалия);
  • Иногда ребенок может выражаться длинными и сложными фразами, не соответствующими его возрасту;
  • У аутиста часто встречается неосознание собственного «я»: он может говорить о себе в третьем лице, либо употреблять слово «ты»;
  • Почти никогда ребенок не начинает разговор первым и стремится уклониться от разговора, начатого кем-то другим;
  • Малейшее изменение в обстановке, к которой ребенок привык, вызывает в нем панику и неадекватное поведение. При этом исчезновение человека значит для него намного меньше, чем исчезновение привычного предмета;
  • У аутиста часто появляются страхи, проследить причину которых невозможно. Вместе с тем поводы для реальных страхов для него как бы не существуют;
  • У детей с аутическим отклонением особенно ярко наблюдаются такие особенности как неуклюжесть, плохая координация движений, неумение владеть своим телом (или, другими словами, слабое ощущение тела в пространстве). По этим причинам у «аутенка» имеются проблемы с мелкой моторикой, он не в состоянии научиться кататься на велосипеде и плавать, ему неподвластны даже самые элементарные гимнастические упражнения;
  • Большую часть времени малыш проводит, совершая однообразные действия: раскачивается наподобие маятника, разглядывает какой-то предмет, потряхивает кистями рук и т. д. Причем, это может происходить как днем, так и ночью;
  • Ребенок с большим трудом приобретает элементарные навыки ухода за собой. Зачастую они ему и вовсе непосильны;
  • Довольно часто дети с синдромом раннего аутизма не в состоянии освоить письмо и чтение;
  • Зато – у них могут стремительно возникнуть незаурядные способности к какому-то конкретному виду деятельности: рисованию, музыке, программированию, математике, сочинительству;
  • Маленькие аутисты обычно погружаются в собственный мир. Попытки вытащить их оттуда всегда встречают жесткое сопротивление.

С 11-летнего возраста аутические черты окончательно формируются:

  • Все больше у ребенка проявляется тяга к уединению. Он не смотрит в глаза другим людям. В других случаях, наоборот, он может смотреть в глаза слишком пристально, подходить к другому человеку слишком близко, говорить очень громко или, наоборот, тихо;
  • Он начинает пользоваться небольшим количеством слов, из-за чего часто создается впечатление, что у «аутенка» чрезмерно бедный лексикон;
  • У ребенка вырабатывается своеобразный «аутический акцент», то есть ребенок начинает говорить с интонацией робота;
  • То же самое касается и походки: она становится неестественной, нескоординированной, зачастую – как у робота;
  • Некоторые из детей-аутистов чрезмерно активны, другие – предельно отстранены и замкнуты;
  • Завести с кем-то дружбу или построить романтические отношения ребенок-аутист обычно не в состоянии.

Помимо перечисленных,  у большинства детей-аутистов наблюдаются и другие признаки отклонения от общепринятого стандарта развития:

  • Упорное нежелание смотреть собеседнику в глаза;
  • Нежелание смеяться, когда его пытаются рассмешить и, наоборот, беспричинный смех в неподходящей ситуации;
  • Употребление жестов вместо слов;
  • Отсутствие реакции на обращенные к нему слова;
  • Неумение играть в ролевые игры и неспособность придумывать игровые сюжеты;
  • Часто ребенок-аутист не умеет говорить. Иногда – даже став взрослым;
  • Все аутисты, и дети в том числе, отличаются стереотипным поведением. Для них очень важны ритуалы: одна и та же обстановка, одна и та же еда, одни и те же маршруты. Малейшая перемена полностью дезориентирует аутиста-ребенка и почти наверняка вызовет в нем капризы, истерики и прочие формы протеста;
  • Запредельная концентрация на каком-то конкретном занятии или фрагменте чего-либо. Маленький аутист может целый день заниматься каким-либо занятием, не отвлекаясь. На попытки его отвлечь, в большинстве случаев следует реакция в виде гнева;
  • Не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Видео интервью: как распознать детский аутизм: основные симптомы

Как ребенок-аутист видит мир

Чтобы больше понять аутиста-ребенка, отдельно нужно сказать о том, как он видит окружающий мир. Понятно, что малыши вряд ли об этом могут что-либо внятно сказать. О своем видении мира больше говорят взрослые аутисты. Они утверждают, что видят окружающую действительность совсем иначе, чем большая часть людей. Причем, по их уверениям, так они видели мир всегда, с самого рождения.

Большая часть человечества видит окружающий мир целиком. Аутисты видят все фрагментарно: вначале – одну частицу окружающей действительности, затем – третью, четвертую и так далее. Зафиксировав в уме множество частиц, люди с аутическим отклонением слагают из них цельную картинку. С точки зрения большинства людей, это сложно. Но аутисты иначе видеть не могут.

Примерно так же они и думают. Чтобы у аутиста сформировалась мысль, ему вначале необходимо выстроить в уме картину того, о чем он думает. Чтобы выстроить картину, нужно прежде собрать ее по фрагментам. Это во многом напоминает известную игру – складывание пазлов. Однако для аутиста это не игра, а единственно возможный способ мировосприятия.

Многие исследователи феномена аутизма сходятся во мнении, что в первую очередь именно аутическое мировосприятие и мышление объясняет поведение аутистов. Ребенок-аутист не обращает внимания на маму? Это потому, что у него в мозгу не успел сложиться зримый образ мамы. Он не слышит обращенный к нему слов? Это потому, что в его уме не выстроилась картинка, обозначающая эти слова.

Виды и основные синдромы аутизма

Ввиду того, что аутизм – явление чрезвычайно сложное и малоизученное, четкой квалификации его видов пока не существует. Аутизм принято подразделять на несколько подвидов, каждый из которых имеет свои характерные признаки:

1. Синдром Каннера (назван так по имени ученого, впервые описавшего этот подвид расстройства). Это так называемый классический аутизм. Основные его признаки были описаны выше. Аутисты, подверженные данному синдрому, могут и вовсе не контактировать с миром или контактировать ограниченным способом (например, в течение всей жизни они могут не разговаривать, не уметь ходить, ухаживать за собой и т. д.).

2. Синдром Аспергера (назван по имени ученого, впервые классифицировавшего этот подвид). Такой синдром еще называют «высокофункциональным аутизмом», а его носителей – «аспи»:

  • У большей части «аспи» нормальный интеллект и поведение. Они могут успешно окончить школу и университет, получить профессию, завести семью;
  • Впрочем, в течение всей жизни у них, тем не менее, будут наблюдаться черты характера и поведения, типичные для аутиста: отстраненность, тяга к одиночеству, неумение построить отношения, специфичность интересов, непонимание правил и законов социального взаимодействия, предельная прямолинейность, специфические интересы и увлечения. Сюда можно добавить неумение строить карьеру и исключительную правдивость;
  • Среди «аспи» наибольшее количество гениев. Именно из них получаются выдающиеся программисты, художники, музыканты, спортсмены, писатели;
  • У «аспи» нестандартное мышление и прекрасно развита логика;
  • Характерная их особенность – неспособность на долгое время сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или мысли;
  • Аутистов с синдромом Аспергера несложно отличить по внешнему виду. Обычно у них красивые («кукольные») лица с застывшей мимикой и особенным взглядом, направленным не вовне, а как бы внутрь самих себя. При общении они не смотрят собеседнику в глаза;
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к дому, где проживают. К родителям у них такой привязанности нет.

3. Синдром Ретта. Это – самая сложная разновидность аутизма.

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • Отставанием в умственном развитии;
  • Снижением мышечного тонуса, вплоть до полной невозможности ходить и двигать руками;
  • Потеря речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

4. Атипичный аутизм. В этот разряд попадают обычно те дети-аутисты, чье отклонение от нормы по каким-то признакам нельзя классифицировать как синдром Каннера или синдром Аспергера.

Интеллект ребенка с аутизмом

Интеллектуальные возможности детей с аутическим расстройством во многом загадка. Принято считать, что около 50% таких детей отстают в умственном развитии. Такие данные приводят американские исследователи. В отличие от России, в этой стране, равно как и в странах Западной Европы, изучению феномена аутизма уделяют серьезное внимание. Поэтому названной цифре можно доверять.

Вместе с тем, многие исследователей эту цифру опровергают. Что означает термин «отставание в умственном развитии», спрашивают они? Если маленький аутист не способен самостоятельно одеться, но при этом рисует гениальные картины – что можно сказать в этом случае о его интеллекте? Если в фирме компьютерного гения Билла Гейтса (который, к слову, сам является аутистом), более 20% его сотрудников-программистов – такие же аутисты, как и их шеф – о каком отставании в интеллекте может идти речь? Если американские исследователи утверждают, что более 10% процентов аутистов – это гении в разных областях человеческой деятельности, тогда как среди обыкновенных людей гениев чуть больше 1% — как в этом случае можно говорить об интеллектуальном убожестве аутистов?

Обычно гениальность аутистов проявляется еще в раннем детстве. Поэтому речь должна вестись не об отставании в интеллектуальном плане, а, видимо, в особенностях их умственного развития. Таких особенностей у них много. Одна из самых главных – это чрезмерное развитие какой-то одной части мозга за счет подавления других его частей, в результате чего аутисты и дают миру столь впечатляющее количество гениев в какой-то конкретной сфере человеческой деятельности. По мнению многих исследователей, это именно физиологическая особенность интеллекта, но никак не отставание в развитии.

Лечить или не лечить?

Можно ли вылечить детский аутизм – это вопрос чрезвычайно важный и сложный. Здесь все зависит от того, как расценивать аутизм – как психиатрическое заболевание, или как уникальное развитие личности. В настоящее время существует два мнения.

  1. аутизм – это психическое заболевание, и, следовательно, его необходимо лечить в психиатрических клиниках.
  2. аутизм – это именно уникальная человеческая особенность и, следовательно, психиатры здесь не нужны.

О том, что разгадку аутизма нужно искать в области человеческой психологии, а не психиатрии, убеждены в США и странах Западной Европы. Зарубежные страны намного раньше, чем Россия, приступили к изучению данного феномена. И, соответственно, первыми пришли к выводу, что аутизм – это никакое не заболевание (тем более, психического свойства). А потому все, что надо аутисту, – помочь ему адаптироваться к этому миру, для него чуждому.

В России же до сих пор можно во множестве встретить мнение, что аутистами (в особенности, в детском возрасте), должны заниматься именно врачи-психиатры. При этом тут же, что называется, параллельным курсом следует утверждение, что никто из медиков не имеет понятия, как именно следует лечить детей-аутистов. Во-первых, до сих пор неясно, что такое аутизм и каковы причины его возникновения. Во-вторых, сами врачи признают, что у них не существует внятных методов лечения, а тем более – лекарств.

А потому все «лечение» хоть маленького, хоть взрослого аутиста заключается в том, что его помещают в психиатрическую клинику. Иногда – надолго. Иногда (если у него нет близких, которые могли бы о нем позаботиться) – навсегда. Здесь его лечат точно так же, как и остальных психических больных. В силу своего чрезвычайно тонкого душевного устройства большинство аутистов не выдерживают такого «лечения»: в настоящее время в России об этом говорят все чаще и громче, требуя исключить аутизм из перечня психиатрических заболеваний.

Диагностика детского аутизма

Даже если у ребенка имеются какие-то симптомы аутизма, выявить их до того, как малышу исполнился один год, сложно. Опытные родители, у которых более одного ребенка, могут, конечно, заметить какие-то отклонения в развитии малыша, но утверждать, что это именно аутизм, будет ошибкой. Для этого необходимо провести всестороннее и глубокое исследование. Разумеется, это могут сделать лишь специалисты.

Основные методы, с помощью которых можно выявить признаки аутического расстройства у ребенка:

  • Тестирование со специальными вопросами;
  • УЗИ головного мозга: с помощью этой процедуры можно выявить возможные аномалии в развитии мозга ребенка;
  • ЭЭГ: данную процедуру проводят, чтобы выявить у малыша возможное нарушение умственного развития, в частности, эпилепсию. Это необходимо делать потому, что зачастую одним из признаков аутизма являются эпилептические припадки;
  • Проверка у отоларинголога: это нужно для того, чтобы определить, слышит ли ребенок нормально или задержки в его развития вызваны тугоухостью.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Необходимо помнить, что чем раньше малышу будет поставлен правильный диагноз, тем выше вероятность успешного лечения и реабилитации маленького аутиста.

Чем можно помочь ребенку-аутисту

Это – гораздо более правильный вопрос. Всякого аутиста (а в особенности, ребенка с ранним аутизмом) надо не лечить, а учить его приобретать необходимые физические и психологические навыки, дабы он мог выжить в чужом для него мире. Сейчас это ясно любому здравомыслящему человеку. Конечно, такую помощь также можно назвать лечением. Однако это все же далеко не психиатрия, это – в первую очередь именно помощь.

В настоящее время в мире (в том числе, и в России) разработано множество методов помощи маленьким «аутятам». Такие методы призваны:

  1. Помочь маленькому аутисту сформировать умения и навыки, которые в дальнейшем ему пригодятся для установления контактов с другими людьми.
  2. Развить у него правильную речь.
  3. Помочь ему преодолеть черты, свойственные аутистам: отстранение от мира, страхи, агрессию.
  4. Научить его ролевым играм.
  5. Рассказать, как правильно устанавливать контакты с другими людьми.
  6. Научить его ухаживать за собой.
  7. Объяснить, что этот мир не так к нему враждебен, как это ребенку представляется.

Понятно, что всем этим должны в первую очередь заниматься психологи, психотерапевты, логопеды, педагоги, но отнюдь не психиатры. Во многих случаях помочь ребенку-аутисту можно и самостоятельно, в домашних условиях. Вот некоторые рекомендации для родителей:

  • Необходимо как можно чаще повторять с ребенком одни и те же действия, чтобы выработать в нем то или иное умение и закрепить навыки;
  • Составьте для него четкий распорядок дня: так ему будет проще понимать, что именно вы от него добиваетесь. При этом вам самим надо следовать такому распорядку. Если вы нарушите распорядок, то тем самым дезориентируете ребенка;
  • Очень строго надо следить за тем, чтобы окружающая обстановка в помещении, где живет ребенок, оставалась неизменной. Всегда нужно помнить, что малейшее изменение в обстановке может вызвать у маленького аутиста растерянность, агрессию, истерику;
  • Уделяйте ребенку как можно больше времени. Попытайтесь его разговорить – даже если он не станет ничего вам отвечать;
  • Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка-аутиста. Это может привести к тому, что он замкнется в себе еще больше. С ним всегда нужно разговаривать тихо и доброжелательно;
  • Как можно чаще нужно пытаться устанавливать с ним физический контакт: гладить его, брать на руки, целовать. Тем самым вы даете малышу понять, что он вам необходим и вы его любите;
  • Если малыш не может говорить или говорит с трудом, можно общаться с ним при помощи специальных карточек с нарисованным картинками;
  • Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся. В большинстве случаев маленькие аутисты реагируют на переутомление либо уходом в себя, либо криками и гневом;
  • Поскольку у аутистов не все в порядке с координацией движений, надо регулярно выполнять с ними физические упражнения;
  • Ко всякой инициативе маленького аутиста следует относиться с должным вниманием, ни в коем случае ее не отвергая, а, наоборот, стараться довести ее до логического окончания – желательно, с помощью самого ребенка;
  • Последние исследования показали, что ребенку аутисту очень помогает общение с животными – особенно с лошадями и дельфинами. Поэтому желательно ему такое общение предоставить.

Поведенческое лечение

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедическое лечение

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Медикаментозная терапия

К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

Не нужно без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить ребенку.

В некоторых случаях ребенку-аутисту бывает полезно медикаментозное лечение. Здесь крайне важно помнить, что самолечение – недопустимо и во всем нужно следовать предписаниям врачей.

Видео: детский аутизм можно вылечить

А, может, это не аутизм?..

Довольно часто аутизм путают с другими заболеваниями. Поэтому, обнаружив у малыша некоторые странности в поведении, не надо думать, что это именно аутизм. Это может быть:

  • Задержка психики и речи, с аутизмом никак не связанная. Задержки психоречевого развития можно успешно устранить, обратившись к врачу;
  • Ребенок просто может быть «непоседой», то есть гиперактивным. Детская гиперактивность и недостаточная внимательность не позволяет детям сконцентрироваться на учебе;
  • Малыш от рождения может плохо слышать (так называемая тугоухость). Она может быть врожденной или приобретенной. Из-за этого у малыш может плохо разговаривать и отставать в развитии;
  • У ребенка может быть шизофрения. При шизофрении малыш может говорить сам с собой, быть агрессивным или, наоборот, чрезмерно замкнутым, у него может быть нарушена координация. Многие признаки этого заболевания напоминают аутизм, поэтому их легко перепутать. Аутизм вылечить невозможно, в отличие от шизофрении.

Поэтому не следует самостоятельно устанавливать диагноз своему малышу. Лучше для этого обратиться к специалистам.

Советы родителям

Тем мамам и папам, у кого ребенок-аутист, следует помнить несколько простых истин:

  1. Ваш ребенок не такой, как другие дети: он – особенный.
  2. Это не означает, что он – хуже других.
  3. Ваш ребенок видит мир совсем по-другому: прежде всего, он его боится. Поэтому главное стремление вашего малыша – укрыться от мира.
  4. Это – его врожденное стремление, таким он родился. Искоренить до конца это невозможно, но вполне можно его уменьшить и смягчить.
  5. Ваш ребенок думает и будет думать в дальнейшем совсем иначе, чем вы. Доказано, что все аутисты думают не словами, а картинками. То есть, чтобы составить о чем-то представление, им для начала нужно выстроить в уме точную картину. Это нечто вроде складывания пазлов. Для этого нужно некоторое время. Большей частью именно по этой причине существует стойкое убеждение, что аутисты отстают в интеллектуальном развитии.
  6. Ваш ребенок всегда будет аутистом. Это нельзя вылечить, можно лишь отчасти скорректировать.
  7. Неправда, что маленькому аутисту не нужна ваша ласка и ваши добрые слова. Они ему нужны так же, как и другим детям. Просто – вам необходимо приложить больше усилий к тому, чтобы ваш «аутенок» вам поверил и перестал вас воспринимать как часть враждебного для него мира.

Чтобы помочь своему ребенку-аутисту, надо знать об аутизме как можно больше. Сейчас это никакая не проблема. На эту тему можно проконсультироваться со специалистами, почитать специальную литературу, вступить в сообщество родителей, чьи дети – аутисты. Такие сообщества можно найти в интернете. В них родители делятся опытом общения со своими «аутятами». В таком общении можно почерпнуть немало полезного.

Детский аутизм глазами мамы

Интервью с мамой ребенка аутиста. Практические советы. Часть 1

Часть 2

источник: razvitie-krohi.ru

Ссылка на основную публикацию