Значение проведения праздника прощания с букварем

В конце учебного года проводится праздник «Прощай, азбука» для учеников 1 классов. Многие учителя разрабатывают подобные сценарии самостоятельно, кто-то руководствуется уже составленными сценариями, а для кого-то станет полезной информация из сети.

 

 

Значение проведения праздника прощания с букварем

Школьный праздник прощания с азбукой носит учебный характер. Помимо празднования, учитель ставит перед собой и первоклассниками более серьезные задачи. Нужно обобщить знания детей о буквах и звуках, закрепить навыки составления из букв слов из слогов, а из слов предложений, продемонстрировать умение хорошего чтения.

Кроме того, первоклассники, прошедшие букварь должны уже уметь связно строить небольшие рассказы, уметь пересказывать простые тексты, постоянно расширять словарный запас, развивать письменную и устную речь. Прощание с азбукой носит и патриотический характер, ведь учитель учит детей любить родной язык.

При подготовке к празднику происходит и развитие познавательной активности детей, выявление у них творческих способностей, приобщение и воспитание интереса к чтению, а также формирование у учащихся традиций начальной школы.

Сценарий праздника

Праздник «Прощай, азбука» проводится в классе с учениками, можно пригласить родителей, старших и младших братьев и сестер. Возможно среди приглашенных окажутся дошкольники, им будет очень интересно побывать на настоящем школьном уроке, тем более, что они познакомятся на этом уроке с буквами.

Парты можно развернуть и расставить по периметру класса, тогда у детей будет больше места для выступления.

Звучит музыка «Теперь мы – первоклашки». Дети входят в класс, у каждого ребенка на груди приколот лист бумаги А4 формата с буквой алфавита. У каждого ребенка – одна буква, буквы не должны повторяться. Если в классе мало учеников, то можно сделать буквы на веревочках попарно, чтобы можно было их заменить при необходимости.

Учитель:

-Внимание! Внимание!

Праздник начинается!

Все приготовились, сели по местам,

Гости улыбаются,

Школьники стараются,

Сейчас они покажут,

Чему учились вам!

Дети рассаживаются по своим местам под музыку.

Учитель:

Кажется, будто вчера вы все пришли в первый класс, робко держали родителей за руку, за плечами портфель, в руке букет. Прошло совсем немного времени и вот вы уже завершили изучение самой главной книги в школьной программе – Азбуки. Этот учебник дает начало всем предметам в школе, всем наукам, ведь даже для того, чтобы суметь решить задачку по математике, нужно уметь прочитать ее условия, а значит, нужно знать буквы.

Выходят дети и читают стихотворения про азбуку и букварь

Учитель:

Правильно, дети. Благодаря тому, что вы выучили все буквы, вы научились читать и теперь можете прочитать любую книгу. Но может быть в нашем классе среди гостей есть совсем маленькие посетители и они еще не знают букв, давайте познакомим их с буквами алфавита. Все вы уже выучили буквы, и сейчас познакомите наших гостей с ними.

Выходят 5 учеников с буквами «А», «Б», «В», «Г» и «Д».

Ученик с буквой «А»

Не шумите, тише:

Аист сел на крыше!

Этой птице каждый рад:

Будет в доме мир и лад!

Ученик с буквой «Б»

Строит бобр на речку хатку –

Ставит бревна по порядку.

У бобра полно хлопот –

Он в работе круглый год.

Ученик с буквой «В»

Ворона каркает без дела –

Как ей это не надоело?

Что ни спроси, ей дела нет –

Все «кар», да «кар» — на все один ответ!

Ученик с буквой «Г»

Голубь птица мирная,

Добрая и смирная.

Клюйте крошки, голубки,

Из кормушки и с руки!

Ученик с буквой «Д»

Дельфин улыбается мило,

А море синей, чем чернила.

По морю вперед и вперед

Дельфин, как кораблик, плывет.

Дети рассаживаются по своим местам.

Звучит музыка – дети поют песню про алфавит.

Учитель:

Дорогие дети, вы проучились в школе уже целый год, и очень много нового узнали за это время. Вы научились считать, читать и писать, прочитали свои первые книжки. Вашим верным помощником стала ваша первая и главная книга – это Азбука! В ней вы увидели, как правильно писать буквы, как правильно их произносить, узнали, как из букв складывать слоги, из слогов – слова, из слов – предложения, а из предложений – целый рассказы. Очень здорово, что теперь вы самостоятельно можете читать книги, не дожидаясь, пока ваши родные освободятся от домашних хлопот, чтобы почитать вам сказку.

После этого выходят 3-4 ученика и построчно читают стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать».



Звучит музыка – дети поют песню «33 родных сестрицы»

Учитель:

А мы продолжаем знакомить наших гостей с выученными буквами.

Выходят 5 учеников с буквами «Е», «Ё», «Ж», «З» и «И».

Ученики с буквой «Е» и с буквой «Ё»

(можно рассказывать стишок по строчкам)

Ежик топал по тропинке,

Иглы нес на серой спинке.

Очень ежик хочет знать,

Как иголки сосчитать.

Ученик с буквой «Ж»

Выше всех зверей жираф –

Он красив и величав.

Он дотянется до крыши

И до неба – выше, выше!

Ученик с буквой «З»

Зебра в черную полоску

Ищет в сумочке расческу.

«Причешусь-ка поскорее,

Прогуляюсь по аллее!»

Ученик с буквой «И»

Где-то веточка хрустит,

Где-то иволга свистит.

Если иволга поет,

Скоро с неба дождь пойдет.

Учитель:

А теперь давайте все дружно перенесемся в театр и покажем нашим гостям сказку про букварь и азбуку.

Дети с учителем могут инсценировать любую сказку, которую можно найти в интернете, по возрасту детей.

Учитель:

А сейчас – музыкальная перемена. Все буквы (т.е. дети) становятся в круг и будем танцевать танец с ускорением.

Звучит музыка, дети повторяют те движения, о которых поется в песне, и постепенно ускоряют темп. Это своего рода физкультминутка, ведь первоклассникам очень нужно разминаться на уроке, ведь в силу своего возраста они еще очень быстро устают.

Учитель:

Но мы заигрались и совсем забыли, что еще не со всеми буквами познакомили наших гостей.

Выходят 5 учеников с буквами «Й», «К», «Л», «М» и «Н».

Ученик с буквой «Й»

Попугай болтает громко –

Вот так чудо! Вот сноровка!

Говорит, не понимая!

Что за жизнь у попугая!

Ученик с буквой «К»

Вот коала неуклюжий,

Будто сделанный из плюша.

Он, сопя, на ветку влез

И тихонько листья ест.

Ученик с буквой «Л»

Ах, лиса-красавица

Всем на свете нравится!

Рыжий хвост, глаза хитры –

Ну а лапоньки шустры!

Ученик с буквой «М»

Тяжел медведь, силен медведь,

Умеет громко он реветь.

Спасай хвосты и лапы –

Не в духе косолапый

Ученик с буквой «Н»

Слышен топот толстых ног:

Это мчится носорог.

Уступи дорогу

Скорее носорогу!

Учитель:

Вот уже сколько букв мы показали гостям. Из них можно составлять слова, предложения и фразы. И хотя вы сами еще очень маленькие, но уже грамотные граждане нашей родины. Ведь в жизни все начинается с малого, хлеб начинается с зернышка, тепло с лучика, любое строение – с кирпичика, а знания человека – с первой книги. И сегодня, вы уже выучили эту книгу и потому, прощаетесь с ней.

Звучит музыка – дети поют песню «Прощай, букварь»

 

Выходят 5 учеников с буквами «О», «П», «Р», «С» и «Т».

Ученик с буквой «О»

«Ослик, ослик, что везешь?»

Нам дознаться невтерпеж.

«Апельсины и печенье –

Малышам на угощенье!»

Ученик с буквой «П»

Пеликан запаслив был:

Рыбку клювом подхватил,

Положил себе в мешок –

И обедать на лужок!

Ученик с буквой «Р»

Эй, охотник, берегись:

В чаще леса бродит рысь!

Эту киску не погладишь,

На коленки не посадишь!

Ученик с буквой «С»

Покатаюсь на слоне –

Буду счастлив я вполне.

Слон высокий, словно дом,

И детишек любит он!

Ученик с буквой «Т»

Разве тигр свиреп и дик?

Он известный озорник!

Ты «Привет!» скажи ему –

Он тебе ответит «Мур-р-р!»

Учитель:

Вот сколько уже букв было названо, давайте попробуем составить из этих букв слова. А чтобы делать это было веселее, будем загадывать загадки.

Следует блок загадок, отгадывая которые, дети должны составлять из букв слова-ответы.

  1. Желтый фрукт с кислым вкусом, который богат витамином С (ответ – лимон)
  2. Один из персонажей мультфильма про Фиксиков (ответ – Нолик)
  3. Предмет мебели, в котором обычно хранятся книги (ответ – полка)
  4. Большое животное с большими ушами (ответ – слон)
  5. Аксессуар, которым девочки украшают прически (ответ – венок)
  6. Друг Портоса, Арамиса и Дартаньяна (ответ – Атос)
  7. Она есть – ума не надо (ответ – сила)
  8. Самый популярный продукт на Украине, который бывает в шоколаде (ответ – сало)
  9. Куда 1 сентября шагают ученики (ответ – школа)
  10. Куда ученики кладут письменные принадлежности (ответ – портфель, ранец)
  11. Чем ученики пишут в тетрадях (ответ – ручка)
  12. По какой книге школьники знакомятся с буквами (ответ – букварь, можно взять за ответ слово «азбука», но в нем содержится 2 буквы «А»)
  13. Кто преподает детям уроки (ответ – учитель)
  14. Дерево, из цветов которого заваривают чай (ответ – липа)
  15. Бывает футбольное, бывает пшеничное (ответ – поле)
  16. Что в мешке не утаишь (ответ – шило)
  17. Обувь для колеса (ответ – шина)
  18. Маленькая лошадка (ответ – пони)
  19. Она бывает виноградная, и такая же фамилия у певца Юрия (ответ – лоза)
  20. «Буква» в музыкальной грамоте (ответ – нота)

Выходят 5 учеников с буквами «У», «Ф», «Х», «Ц» и «Ч».

Ученик с буквой «У»

Утка, утка, в заводь

Прилетай поплавать

Утке плавать недосуг –

Скоро ей лететь на юг!

Ученик с буквой «Ф»

Старый филин на дубу

Ухнул громко, как в трубу.

Ночью филин не уснет –

Мышку серую вспугнет.

Ученик с буквой «Х»

Ах, на поле зерна сладки!

Хомячок живет в достатке:

Он запасливый весьма –

Будет сытая зима!

Ученик с буквой «Ц»

Цапля ходит по болоту –

Цапля вышла на охоту

Берегитесь, лягушата –

Что-то стало страшновато!

Ученик с буквой «Ч»

Черепахе повезло –

Ей под панцирем тепло:

Дом таскает за собой

И зимою, и весной.

Учитель:

Ребята, а давайте с вами поиграем? В каждом угаданном слове мы будем менять одну букву и получать новое по значению слово.

Цепочка слов:

Рука – река – чека – щека – щука – мука

Ложка – лодка – ладка – латка – ватка – матка

И т.д.

Можно поиграть и в другую игру, про перестановку букв в слове.

  1. Адаптер – петарда
  2. Азимут – аутизм
  3. Актер- терка
  4. Антон – тонна
  5. Мария – армия
  6. Марина – армани
  7. Ацтеки – китаец
  8. Бельмо – бемоль
  9. Арника – Карина
  10. Анаконда – канонада
  11. Колба – бокал
  12. Коробка – барокко
  13. Лаги – лига
  14. Мольба – альбом
  15. Пятак – пятка
  16. Сосна – насос
  17. Отмена – немота
  18. Тесак – сетка
  19. Топка – капот
  20. Тропик – приток

Выходят 8 учеников с буквами «Ш», «Щ», «Ъ», «Ы», «Ь», «Э», «Ю» и «Я».

Ученик с буквой «Ш»

Шимпанзе похож на нас –

Он бормочет битый час.

Что-то хочет нам сказать –

Ни словечка не понять!

Ученик с буквой «Щ»

Щегол свистит, хлопочет –

На волю птичка хочет.

Щеглу открой окошко –

И крошек дай немножко.

Ученики с буквами «Ъ», «Ы» и «Ь»

(рассказывают вместе, построчно)

Глухарь гуляет по полянке:

Красив и горд, одежки ярки.

Только слух у глухаря

Слабый, честно говоря»

Ученик с буквой «Э»

Зацветет в пустыне кактус –

Не летает эму-страус.

С этой птицей подружусь –

По пустыне прокачусь

Ученик с буквой «Ю»

Ах, как мал полярный день!

К полынье спешит тюлень,

И тепло ему вполне.

Есть ли рыбка в глубине?

Ученик с буквой «Я»

То ли ветер, то ли птица –

Быстрый ястреб в небе мчится.

Серым мышкам не до смеха –

Зорко ястреб смотрит сверху!

Звучит песня – дети поют песню «Дружба с букварем»

Учитель:

Вот и подходит к концу наш праздник прощания с первой книгой – с букварем (азбукой). Впереди вас ждет еще десятки, а может и сотни учебников, книг, но всегда помните, что именно с букваря начинается ваша дорога к знаниям, потому что благодаря этой книге вы научились читать и мыслить. Не важно, кем вы станете в будущем: врачами, учителями, учеными или политиками, все эти профессии и многие другие начались именно с букваря (азбуки).

Вместо заключения

Приведенный нами сценарий праздника прощания с азбукой может быть использован желающими по своему усмотрению. Возможно, кто-то захочет использовать его в исходном виде, а кто-то позаимствует какие-то отдельные идеи. Не забывайте разбавлять сценарий музыкальными паузами, веселыми моментами, подвижными играми, насколько это позволяет формат урока. Возможно, кто-то из одаренных детей в классе может подготовить танец или какой-нибудь номер самодеятельности, можно включить это в сценарий.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию