Задания по теме «Слово и предложение»

Русский язык один из самых сложных языков. Поэтому ученикам начального звена нужно как следует усваивать материал в школе, а дома подкреплять его самостоятельными упражнениями. Здесь мы привели лишь малую часть того, что нужно знать детям второго класса по русскому языку. Но эти задания для самостоятельной работы помогут родителям составлять свои собственные задания и заниматься вместе со своим школьником дома.

Задания по теме «Слово и предложение»

Перед изучением темы ученик должен понять, что слова – это такие элементы русского языка, которые человек использует для обозначения всего вокруг. Все, что мы произносим, это слова. Предложение представляет собой языковую единицу, с помощью которой можно описать событие, ситуацию и прочее. Слова и предложение тесно взаимосвязаны, т.к. первые объединяются во вторые по смыслу с помощью интонации.

Задание 1

Ученику нужно прочитать предложенный текст, определить, сколько в нем предложений. С соседом по парте попытаться задать друг другу вопросы, составленные по тексту.

Дрозд летел по лесу и держал в клюве еловую шишку. Он сел на дуб, где у него было свое гнездо. В гнезде дрозд шелушил шишки. Семечками из шишек он питался. Свое гнездо дрозд считал мастерской для шелушения шишек.

Вдруг он заметил, что на дне гнезда лежит уже шелушенная, но не выброшенная шишка, поэтому новую положить ему некуда. Но дрозд был очень умный. Он зажал новую шишку между грудью и стволом дерева, ловко подцепил клювом старую, и выбросил ее из гнезда.

Задание 2

Из предыдущего текста ученику нужно выписать слова со следующим сочетание букв: жи-ши, же-ше. Подчеркнуть в словах буквы-орфограмки, привести свои примеры подобных слов и записать их в тетрадь.

Задание 3

Ученику предложены слова: береза, гриб, ежик, наколол, умный, вкусный.

С этими словами ученику нужно составить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ. Записать рассказ в тетрадь, подчеркнуть те слова, которые были предложены для задания.

Задание 4

В задании вперемешку записаны предложения и сочетания слов, записанные через запятую. Ученику нужно переписывать в тетрадь только то, что считается предложением.

Осень, лист, листопад, падает. Осенью листья падают. Зима, коньки, санки, снег. Зимой идет снег. Зимой можно кататься на санках и коньках. Лето, рыбалка, рыба, снасти, утро. Летним утром хорошо пойти на рыбалку. Весной грачи возвращаются из теплых краев. Весна, птицы, грачи, летят.

Подчеркнуть слова, в которых есть мягкий знак. Объяснить, означает ли эта буква звук.

Задание 5

Нужно прочитать текст и попытаться объяснить его смысл.

Мобильные телефоны сейчас есть почти у каждого. Но кроме пользы это приспособление может приносить и вред. Опасность телефона состоит в том, что он излучает электромагнитные волны и все время находится рядом с человеком. Эти волны вредны для здоровья и могут вызвать болезни.

Запомните! Во время уроков мобильный телефон должен находиться в портфеле.

Ученику нужно переписать последний абзац, разбив слова на слоги.

Задания по теме «Язык и речь: устная и письменная»

Язык – это средство, с помощью которого мы общаемся. В каждой стране имеется свой Государственный язык. В России – русский, в Украине – украинский, в Италии – итальянский, в Англии – английский и так далее. В процессе общения разные народы используют свой язык. В результате такого общения появилась речь. Если мы говорим и читаем – это устная речь, если пишем – письменная. Иногда люди могут использовать жесты и мимику. Эти элементы речи относятся к неязыковым средствам общения.

Задание 1

Учитель (или родитель) читает текст вслух. Ученик внимательно слушает текст и составляет вопросы по нему. В тетрадь нужно записать вопросы и ответы на них.

Маша обиделась на Сережу и стала забирать свой портфель. Вдруг между ними появился хулиган и ворчун Петров. Он начать бить Сережу.

— Мама! – воскликнул растерянный мальчик.

Маша решила защитить друга и тоже полезла в драку с Петровым.

— Хулиган! Пойдем отсюда, Сережа! – кричала девочка.

«Так я же…» хотел было сказать Петров, но ничего не ответил. А все потому, что он плохо умел выражать свои мысли. А если бы умел хорошо выражать их, то чтобы он сказал девочке?

Задание 2

Ученикам нужно прочитать письмо, составить вопросы к тексту и ответить на них.

Здравствуй, дедушка.

Спасибо за твое письмо, я рад, что у тебя все хорошо. Я тоже живу хорошо. Вчера мама купила мне новые тапочки и игру лего. А еще у меня есть новый большой мяч. Приезжай к нам в гости, будем вместе играть с тобой.

Кроме поставленных вопросов, ученикам необходимо определить, какая форма речи присутствует в задании (письменная или устная). Также нужно запомнить написание слова «Спасибо» и записать его в словарь.

Задание 3

Ученику нужно прочитать предложенный текст, составить по тексту вопросы, и дать на них ответы. Ответы записать в тетрадь.

Ворона сидела на ветке и молчала, а рядом с ней прыгала сорока и трещала без умолку.

— Кума, что же ты все время молчишь? Ты хоть веришь моим рассказам? – спрашивала любопытная сорока.

— Не очень верю тебе, кумушка, — неохотно отвечала ворона. – Кто много болтает, тот, скорее всего, очень много выдумывает.

Кроме этого, нужно переписать первое предложение и поставить ударение в словах, а безударные гласные подчеркнуть карандашом.

Языки славянских народов – русский, украинский и белорусский – близкородственные.

Задание 4

Детям нужно вспомнить и записать несколько пословиц, в которых упоминаются русский, украинский и белорусский языки. Учитель или родители должны помочь ребенку найти такие пословицы и поговорки и помочь правильно под диктовку записать их. Пословицы нужно выучить на память.

Задание 5

Прочитать текст, в пропущенные места вписать нужные слова. Подсказка: пропущенные слова приведены в «Справке».

Моя страна называется … . Государственный язык в моей стране — … . В нашей стране проживают представители разных народностей: …, …., …, … . Моя родной язык — … .

«Справка»: Россия, русский, украинской, казахской, русской, чеченской, русский.

Задания к теме «Культура речи и культура общения»

Культурный человек должен знать, что такое «вежливые слова» и, как и когда их нужно использовать. Культурные дети знают, как правильно здороваться, прощаться, какие еще слова нужно использовать в речи, чтобы быть вежливым и культурным.

Вежливые слова: Здравствуйте, до свидания, извините, простите, пожалуйста.

Задание 1

Ученики должны прочитать текст, вставить в пропущенные места недостающие «вежливые» слова.

В автобус вошла молодая женщина с маленьким ребенком на руках. Максим, сидевший у окна, встал и сказал женщине: «Садитесь, ….».

На светофоре автобус неожиданно затормозил, и Петя нечаянно толкнул стоящего впереди мужчину. «…., я не хотел», — сказал мальчик.

Дети вошли в класс и увидели учителя. «…, Мария Ивановна», — сказали они учителю. «…, дети», — ответила Мария Ивановна.

Задание 2

Детям нужно составить небольшие диалоги, используя «вежливые» слова и проговорить их с соседом по парте.

Задание 3

Учитель или родители предлагают ученику внимательно прочитать вежливые слова, запомнить их написание, записать их в словарь по памяти. Проверить написание вежливых слов.

Для самостоятельной работы можно придумать подобные задания с использованием вежливых слов.

Задание 4

Ученики должны прочитать текст, переписать его в тетрадь. Объяснить, что такое чувство зависти, какое оно, хорошее или плохое. Почему?

Зима была очень суровой, с вьюгами и метелями. За всю зиму ни разу не потеплело. По ночам было слышно, как воют продрогшие волки. Дед Кульма говорил, что ни воют от того, что завидуют людям: волку тоже охота пожить в теплой избе, полежать у печки, отогреть косматую обледеневшую шкуру.

Задания по теме «Звуки речи»

Задание 1

Ученику нужно прочитать слова и попытаться подобрать к ним слова-пары так, чтобы нужно было заменить в предложенных словах только первый звук. Переписать слова парами, подчеркнуть те буквы, которыми отличаются друг от друга слова каждой пары. Образец: пол-кол, роса-коса и т.д.

Лом — …, буг- …, пар — …, форт — …, нора — …, куча — …, лама — …, мочка — …, корона — …, ножка — … .

Назвать, какие буквы подчеркнуты: гласные или согласные.

Задание 2

Попросите школьника рассказать, что он знает о звуках, какие они бывают, что такое буквы и чем они отличаются от звуков. Также можно побеседовать с ребенком о том, что такое алфавит, из каких букв он состоит. Обязательным условием является то, чтобы второклассник мог составить связный рассказ из 3-5 предложений.

Задание 3

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все буквы, которые передают два звука.

Летний теплый дождик бежал по лесу. Он весело несся по листьям березы, дуба, осины. Звук его капель напоминал четкую барабанную дробь. Дождик напевал песенку.

Попросите школьника придумать окончание этой истории.

Задание 4

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все буквы, которые всегда передают твердые звуки прямой чертой, а которые всегда мягкий — волнистой.

Звуки окружают нас абсолютно повсюду. Это и тихий шум дождя, и звонкое пенье птиц, и завораживающий шорох листьев, и далекий гудок паровоза, и веселый звонок в школе. Но важнее этих звуков для учеников являются звуки речи, ведь с помощью них можно строить слова и предложения. Звуки мы моем слышать и произносить, а записывать на бумаге – буквы.

Задание 5

Известно, что звуки на письме обозначаются буквами. Попросите ребенка записать по порядку (по алфавиту) все буквы звуками, т.е. так, как мы их произносим (например, а, бэ, вэ и т.д.).

Задания по теме «Гласные»

Задание 1

Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь, рядом сделайте транскрипцию слова. Посчитайте, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.

Мята, мел, лук, люк, юнга, ёлка, енот, яблоко, январь, вьюга, снег, заяц, юбка, маяк, Россия.

Задание 2

Прочитайте отрывок сказки, перепишите его в тетрадь.

Ежик – лесное животное. Ежи бывают пустынные, степные, и ушастые, я таких не знаю. Ежи не домашние животные. Но если поймать его в лесу, привезти домой и оставить его зимовать в доме, то весной его уже нельзя будет выпускать обратно в лес. За зиму ежик станет домашним и отвыкнет от жизни в лесу.

Подчеркните карандашом гласные звуки, которые смягчают идущие перед ними согласные звуки. В последнем предложении сделайте звукобуквенный анализ слов.

Задание 8

Прочитайте текст и перепишите его в тетрадь. В первом предложении разбейте слова на слоги, поставьте ударение.

Буква ё всегда ударная, поэтому в словах, где есть эта буква ударение не ставят. В русском алфавите буква ё самая молодая. Она встречается в словах чёрный, чьё, ёлка, ёж. В городе Ульяновске букве ё поставили памятник.

Задание 9

Прочитайте слова и перепишите их в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Голос-голоса, волос-волоса, вода-воды, осенний-осень, края-край, часы-час, болит-боль, обуваться-обувь, одеваться-одежда, деревья-дерево, снежинки-снеговик, грибы-гриб, весна-весны, сосна-сосны, сад-сады.

Задание 10

Перепишите слова, расставляя их на два столбика. В первый столбик запишите слова, в которые нужно написать безударную гласную О, во второй – Е.

Стена, мосты, весна, садовник, червяк, гнездо, весло, летает, звонок, ночлег.

Задания по теме «Согласные»

Задание 1

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом синего цвета твердые согласные, а карандашом зеленого цвета – мягкие согласные.

Над тихой речкой распустила свое листья плакучая ива. Она опустила тонкие ветви в воду, словно кисти рук. В воде отражается луна. Она печально смотрит на иву, словно жалеет ее.

Объясните, что значит твердые и мягкие согласные, что вы о них знаете.

Задание 2

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом синего цвета глухие согласные, а карандашом зеленого цвета – звонкие согласные.

Пекарь испек мягкий хлеб. На огороде растет укроп. У Буратино широкий рот. Наш род славится учеными. У пальто оторвался рукав. В зоопарке живет жираф. За окном сильным мороз. За последний год я очень подрос.

Объясните, что значит звонкие и глухие согласные, что вы о них знаете.

Задание 3

Перед выполнением задания вспомните, что такое звук й. Какие буквы он может передавать на письме.

Перепишите текст в тетрадь. Сделайте транскрипцию к словам с буквой й. Какие звуки он передает в каждом случае.

Зайка – заяц, стойка – стоять, пой – запоешь, лай – залает. Пожалуйста, йод, йогурт.

Задание 4

Перед выполнением задания вспомните, что такое разделительные знаки (твердый и мягкий знаки). Передают ли они какие-то звуки и каково их значение в русском языке.

Перепишите слова в тетрадь. Синим карандашом подчеркните согласные перед твердым разделительным знаком, а зеленым – перед мягким разделительным.

Отъезд, подъезд, вьюга, въехать, съем, подъем, отъехать, обезьяна, листья, друзья, воробьи, вьюнок, объем.

Задание 5

Перепишите слова, подчеркните только те, в которых есть разделительные знаки.

Ребята, ребенок, подъезд, вьюга, сестренка, въехать, шампунь, съем, подъем, медведь, отъехать, обезьяна, учительница, листья, друзья, понедельник, воробьи, вьюнок, объем, будьте.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию