Зачем это нужно?

Развитие слуха у четырехлетнего ребёнка

При условии регулярных занятий с ребёнком, в 4–5 лет он сможет без усилий различать группы звуков, не ошибаясь при их произношении. Также детям этого возраста удаётся на слух определить, отсутствует ли в слове определённый звук и подобрать на заданные родителем звуки слова.

Чаще всего дети испытывают проблемы с определением шипящих, и для развития у четырёхлетнего ребёнка речевого восприятия, следует регулярно с ним заниматься.


Зачем это нужно?

Современная логопедия считает проблему становления фонематического слуха одной из наиболее важных на сегодня. Немало исследователей указывают на важность его своевременного формирования, во избежания развития в дальнейшем у дошкольников речевых патологий.

Учёные установили, что не менее важную роль в развитии речевых способностей детей играет умение его слушать, воспринимать передаваемую информацию, самостоятельно различать правильность произношения звуков не только в собственной речи, но и в чужой. Способность ребёнка контролировать собственное произношение также развивается при помощи различных упражнений, в большинстве своём принимающих игровую форму.

Эффективное обучение детей грамоте и основам языка невозможно без поставленного фонематического слуха у ребёнка 4 лет, и именно по этой причине основной упор специалистами делается на раннем диагностировании и последующей коррекции ошибок в развитии.

Зачем это нужно?

Развивающие игровые задачи для фонематического слуха у детей четырёх лет проводятся как на персональных занятиях, так и в группе. Выполняемые упражнения обычно проводятся в форме игр, является основной составляющей большинства используемых сегодня способов коррекции, и применяются с первых моментов работы с ребёнком работы логопеда.

Несколько советов родителям

Проводя дома самостоятельные занятия с ребёнком 4 лет, следует избегать излишние нагрузки на малыша — перегрузив его информацией, можно не только отбить весь интерес к обучению, но и окончательно запутать его в многочисленных правилах и нормах произношения. Учитывая это, ежедневные занятия с ребёнком общей продолжительно не должны превышать 15–20 минут. Во время проведения упражнений следует придерживаться следующих правил:

  • не стоит торопить детей либо одёргивать их при выполнении упражнения;
  • если заметно, что у ребёнка не получается освоить упражнения, не стоит явно ему помогать, необходимо доставить ребёнку чувство собственноручного достижения цели;
  • упражнения следует проводить в тихой и спокойной обстановке — это помогает лучше сосредоточиться, что положительно влияет на продуктивность занятий;
  • не стоит забывать правило «золотой середины» — постепенный переход от простых до более сложных упражнений;
  • строгое отношение к ребёнку во время проведения упражнений может негативно отразиться на его желании заниматься, в то время как поощрение его даже самых маленьких успехов стимулирует его желание.
Вне зависимости от продуктивности проведённого занятия, в конце упражнений следует обязательно похвалить детей.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие фонематического слуха

Во время прогулок с ребёнком, а также дома, следует рассказывать ему о различных встречающихся предметах. Причём своими рассказами необходимо вызвать у малыша интерес, но не стоит говорить с ним излишне простым языком.

С возраста 3–4 лет следует читать ребёнку увлекательные для него книги. Разглядывая вместе с ним различные иллюстрации, нужно параллельно учить его указывать на названные ему картинки и обстоятельно объяснять, что они означают.

Совместная сборка семейного фотоальбома поможет ребёнку активно развиваться. Собирая различные фотографии, изображающие различные действия, нужно просить ребёнка прокомментировать эти снимки.

Зачем это нужно?

В период развития у малыша наблюдается высокая потребность в собеседнике — нужно не только заставлять его себя слушать, но и слушать его с максимальной внимательностью. Придумывая различные совместные игры с сюжетом, можно не только психологически сблизиться, но и сыграть положительную роль в развитии ребёнка.

Следуя этим несложным советам, родителям будет легко поспособствовать развития детей, причём не только в речевом плане, но и в мышлении. Современная формула развития малышей, используемая большинством врачей, выглядит как «мелкая моторика — речь — полноценное мышление».

Занимаясь с детьми, не рекомендуется копировать его произношение и сюсюкать. Фразы нужно выстраивать чётко и также произносить слова, обращаясь к нему, как ко взрослому.


Развитие моторики как способ развития речи.

Этот вид тренировки необходимо проводить до 4 лет, и использование этих занятий существенно поможет ребёнку развиваться в дальнейшем.

Начинаются упражнения с массажа кистей — лёгким поглаживание от кончиков пальцев к запястью, с последующим сгибанием и разгибанием каждого пальца. Также рекомендуется играть в известные каждому игры: «Пальчики» и «Сорока белобока», которые для этого периода развития является довольно актуальными.

Можно попросить малыша показать свою силу — сжимание пальцев в кулак и их последующим сжиманием оказывает огромное положительное влияние на развитие рук.

Основные упражнения для развития речевого восприятия

Современные способы развития детей 4 лет опираются аналитико-синтетическую методику. Это значит, что первым делом малыши начинают знакомство не с алфавитом, а со звуками, встречающимися в родной речи.

Зачем это нужно?

Дело в том, что не имея представления о порядке звуков в слове и их количестве, малышу будет довольно трудно не только правильно писать, но и свободно читать, даже если он может назвать все буквы по порядку. Ведь кроме этого, нужно ещё уметь составлять из них слова, чему и необходимо учить детей.

Правильно сформированные и вложенные в подсознание ребёнка фонематические основы речи помогут в дальнейшем освоить правописание во время школьных занятий, так как понимание этих основ оказывает немалую профилактическую пользу различных форм дисплекий и дисграфий.

Процесс формирования условно разделяется на 5 этапов:

  1. На первом этапе происходит обучение ребёнка различать на слух различные звуки, не относящиеся непосредственно к речи. Следует дать ребёнку послушать скрип дверей, шум льющейся воды, и прочие звуки окружающие человека повсеместно. Затем необходимо попросить ребёнку с закрытыми глазами отгадать, что именно является причиной звука.
  2. При прохождении второго этапа у ребёнка формируется способность различать звуки услышанной им речи по высоте, тембру и силе. Для упражнения можно записать голоса близких ему людей и его собственный голос, после чего дать угадать, чью речь ему воспроизводят.
  3. На третьем этапе малыш научится различать схожие по звучанию слова. Нужно положить перед ним несколько картинок, со схожими по звучанию названиями изображённых на них предметов. В обязанности взрослых входит назвать предмет, а детей — поднять правильную картинку и изображением названного предмета.
  4. При четвёртом этапе дети научаться различать слоги. Взрослый должен объяснить ребёнку, что существуют длинные и короткие слова, и произносить их вместе с малышом, акцентируя каждый слог.
  5. На заключительном этапе детям объясняется, что все слова состоят из звуков. При этом часто используется игра в слова: ребёнку называется объект или событие, а он должен произнести характерные им звуки. Либо, наоборот, взрослым воспроизводится звук, а малыш должен рассказать, что он обозначает.

Ссылка на основную публикацию