Речевой этап развития

Как развить музыкальный слух у ребёнка?

Каждый ребенок начинает издавать свои первые слова в год или два. В четкие предложения, конечно он их сформулировать не может. Поэтому родители тщательно пытаются разобрать, что же хочет их любимое чадо. Ближе к дошкольному возрасту, речь становится более разборчивой и понятной. Однако чтобы избежать проблем с произношением в будущем, лучше заранее обратить внимание на развитие фонематики.

Речевой этап развития

Что такое фонематический слух? Ответ на этот вопрос прост – это способность восприятия речи. Многие мамочки придерживаются мнения, если ребенок знает все буквы алфавита, значит, будет хорошо говорить. Но это не гарантирует отсутствие проблем с произношением. Для чистого произношения необходимы: подвижные и гибкие губы, нижняя челюсть, язык, точные и координируемые артикуляционные движения, постоянные занятия на закрепление результата. У ребенка должно быть развито фонематическое восприятие – способность различать звуки речи, мысленно разбирать слова по составу.

Негативные последствия отсутствия фонематики у детей дошкольного возраста:

  • замедленное становление речевой системы;
  • нечеткое или неправильное звукопроизношение;
  • неспособность освоить звуковую сторону языка, дифференцировать на слух звуки;
  • трудности при чтении и письме;
  • снижение успеваемости, потеря интереса к получению новых знаний;
  • замкнутость, молчаливость, нервозность.
Если ребенок плохо говорит либо произносит слова, понятные только для него, родители не оказывают надлежащего внимания при решении этой проблемы, то, в первую очередь, негативно это сказывается на формировании личности маленького человечка.

Как формируется фонетический слух

В теории существует несколько стадий становления фонетического слуха. На первой стадии ребенок воспринимает различные звуки (голоса, шум воды). На второй – услышанное логически соотносится с действиями (например: если мама говорит малышу «ням-ням», он должен понимать, что речь идет об употреблении пищи). На третьей – происходит становление звукопроизношения.

Большинство детей уже к двум годам полностью понимают речь взрослых, различают слова. К дошкольному возрасту они обязаны произносить шипящие, звонкие, свистящие и другие звуки. Дети в возрасте 5-6 лет очень часто произносят не те слова, которые нужно, а те, которыми им удобно говорить. Это связано с тем, что ребенок не может полноценно управлять своим артикуляционным аппаратом. Для предотвращения негативных последствий, стоит заранее заниматься с малышом развитием музыкального, ритмического слуха.

Речевой этап развития

Игра является отличным способом развития фонематического слуха у детей различного возраста, включая и дошкольников. Родители должны в непринужденной увлекательной форме научить детей:

  • определять неречевые звуки (шум воды, треск веток, соседский перфоратор);
  • четко произносить буквы, как гласные, так и согласные;
  • музыкальному слуху;
  • распознавать тембр и высоту звуков (лай щенка и лай взрослой собаки);
  • различать звуковой состав схожих между собой слов (рот-кот, рак-мак, другие).
  • Неречевой этап развития

Чтобы начать развивать фонематический слух с детства, следует использовать специальные упражнения. Их делают с детьми в возрасте от одного до трех лет. Главной задачей является познакомить ребенка со звуками, которые его окружают. Наиболее эффективные и простые упражнения, которые помогут определить малышу ритмичность звуков:

  1. «Угадай, что это?». Для этой игры понадобится три предмета, издающие звуки (больше не нужно, так как будет отвлекать внимание). К примеру, возьмем колокольчик, будильник и целлофановый пакет. Сначала показываем ребенку каждый предмет в отдельности, потом вместе. В конце, малыш должен распознать звук и указать на нужный предмет.
  2. «Угадай, что гудит?» Такую игру разыграть очень легко. Сначала малышу нужно показать, как гудит паровоз, машина, пароход или что-то еще. После этого один взрослый должен выйти за дверь и издать этот звук, а ребенок на карточке должен показать, чей именно звук он слышал.

Для развития внимания и слуховой памяти разработаны следующие игры:

  1. «Зайка, мишка, волк: на чем они играют?». Перед началом этой игры нужно подготовить три музыкальных инструмента. К примеру, барабан, гитару и баян. Обязательно надо продемонстрировать ребенку, как играть на этих инструментах, чтобы он слышал звуки и понимал принцип действия. После этого следует спрятать инструменты. Издавая из них звуки поочередно, ребенок должен отгадывать, что это за звук и какие движения телом, можно под них производить.
  2. «Под что прыгать, а под что топать?». Смысл игры заключается в выработке у ребенка чувства ритма. Сначала ему нужно продемонстрировать звук, потом, что под него необходимо сделать: прыгать или шагать. После нескольких демонстраций, детям предоставляется самостоятельный выбор. Такое упражнение тренирует слух.
  3. «Прятки». Идеальная игра для развития музыкального слуха детей. Малышу нужно закрыть или завязать глаза. Задача взрослого: передвигаться по комнате и хлопать в ладоши. Ребенок должен идти на хлопки. Это упражнение помогает слышать звуки, их очередность и последовательность.
  4. «Звук: поймай меня». Для постоянного совершенствования ритмического слуха пригодится эта игра. Взрослый, например, говорит какое-то слово. В свою очередь ребенок, должен его повторить с максимальной точностью.
  5. «Повторение – мать учения». Это идеальное упражнение для развития музыкального и ритмического слуха. Детям предлагается прослушать звучание карандаша, стучащего об стол или выстукивания ладоней. Они должны повторить периодичность и ритм. С возрастом задание следует усложнять и удлинять.

Речевой этап развития


Речевой этап развития

Эта стадия развития фонематического слуха и памяти очень важна. Информация закладывается в основном, с трех до шести лет. Наиболее приемлемыми играми в этом периоде являются:

  1. «Кто здесь?». Один из взрослых прячется, а после произносит звук, например «мяу» или «гав». Задача ребенка не только сказать кто это, но и найти подобную зверушку среди своих игрушек.
  2. «Тихо-громко». Эту игру можно рассматривать во множестве интерпретаций. Большая собака – громкий звук, маленькая – тихий. У Железновых, к примеру, есть специальная песня «тихо-громко», под которую ребенок развивает свой музыкальный и ритмический слух, правильно определяя тембр звучания.
  3. «Кто как говорит?». Результат от этой игры напрямую зависит от стараний родителей. При чтении сказки или стихов, следует интонационно выделять голоса персонажей. После этого дети распознают персонажей по звукам, которые произносились.
  4. «Найди предмет (игрушку)». Главная задача взрослого при такой игре – это четко и ясно произносить название предмета (принеси мяч, стул, куклу).
  5. «Теремок или кто живет в домике». При такой игре нужно периодически читать «Теремок». После этого с малышом можно играть посредством предоставления картинок. Он должен выбрать изображение, назвать, кто на нем изображен, и сказать какие звуки этот персонаж произносит.
  6. «Картинка-звук». Главное в этой игре научить ребенка определять по картинке звук. Дети при просмотре изображений должны произносить те звуки, которые могут издаваться теми, кто изображен на этих описаниях.
  7. «Звуковые игры». Они подходят для дошкольников. Например, игра в города, зоопарк, имена. Главное, чтобы ребенок начинал произносить новое слово на последнюю букву предыдущего.
  8. «Выбери короткое». Игра поможет дошкольникам развить не только слух, но и логику. Предлагается произносить ряд слов, среди которых дети должны выбрать наиболее короткое.
Для развития фонетического слуха у детей дошкольного возраста существует множество игр и упражнений. Не стоит упускать из внимания и логопедические занятия. Лучше доверить их проведение профессионалам.

Помните, от развития фонематического слуха ребенка, зависит формирование его личности. При правильном воспитании, проведении специальных занятий, упражнений и игр ваше чадо приобретает музыкальный и ритмический слух. Все это увеличивает логический и мыслительный процесс, повышает самооценку маленького человечка, способствует и физическому и интеллектуальному развитию.

Ссылка на основную публикацию