Особенности развития детей 2–3 лет

Развивающие игры для детей определенной возрастной категории представляют собой перечень некоторых упражнений, направленных на развитие речи, логики, мышления малышей, мелкой моторики пальцев и прочего. Благодаря таким играм родители могут начинать обучение ребенка практически с пеленок: потешки, короткие рассказы, сказки, рисовалки и многое другое – все это можно отнести в развивающим занятиям.

Конечно, очень важно учитывать возраст крохи, чтобы правильно подобрать те или иные виды развивающих игр. В противном случае, малышу либо будет неинтересно играть (если предложенные ему игры будут рассчитаны на более младший возраст, чем у данного ребенка), либо ему сложно будет понимать требования и условия игры (если они будут рассчитаны на более взрослых детей).

В возрасте 2-3 лет дети особенно любознательны, подвижны и обучаемы. В этом возрасте у ребенка закладывается фундамент знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно, чтобы родители проводили с ним как можно больше времени, занимались и играли. А какие именно выбрать развлечения для крохи 2-3 лет, чтобы он гармонично рос и развивался, определим вместе.

Особенности развития детей 2–3 лет

Ребенок, достигший, двух-трех лет, растет и развивается с космической скоростью. В это время на малыша оказывают огромное влияние родители, ведь каждое их слово находит отражение во внутреннем мире ребенка. В этом периоде малыш совершает большие достижения, становится самостоятельным, но в то же время может казаться непослушным.

Какие главные изменения происходят с ребенком в этот период? Малыш понимает значение собственного «Я», для полноценного его развития нужна похвала и внимание со стороны родителей. Кроме эмоционального взросления усиливается и двигательная активность крохи. У него довольно часто возникают желания, которые не совпадают с родительскими, потихоньку ребенок начинает проявлять бунтарские замашки. В этом возрасте уговорить малыша сделать что-либо непросто, а заставить – практически невозможно. Кроха считает себя уже достаточно взрослым, поэтому родителям ни в коем случае нельзя подавлять желания ребенка (если они не опасны), помогать ему самовыражаться, расти в личностном плане, формировать характер.

В возрасте 2–3 лет малыш лучше запоминает, улучшается его речь, становится более связной и понятной, расширяется разговорный словарь. Лучше всего помочь ребенку, предоставив ему возможность развиваться, тогда запас слов к четырем годам достигнет порядка 1500 слов.

Особенно важно то, как взрослые разговаривают с ребенком и между собой, поскольку малыш прислушивается и как губка впитывает в себя всю полученную информацию.

Ребенок в возрасте 2–3 лет начинает замечать определенный порядок в действиях родителей, так называемый алгоритм принятия решений и действий. Самым положительным образцом для подражания должны стать именно взрослые члены семьи: родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. У двухлетнего крохи получают развитие культура общения и мышления. У ребенка происходит формирование основ речи. В малыше пробуждается желание к новым открытиям, все чаще он хочет быть самостоятельным. Если родители будут способствовать развитию своего крохи, в будущем это откликнется высоким интеллектом и хорошими способностями ребенка.

Даже у такого маленького ребенка уже неплохо развито воображение. Двухлетний малыш уже умеет придумывать и с удовольствием фантазирует. У него формируются различные поведенческие модели. Так, к примеру, ребенок может показать какого-нибудь зверя, повторить звуки и движения некоторых животных, спародировать друга или дедушку и прочее. В таком возрасте важно показывать малышу правильное поведение, объяснять, что плохо и неприемлемо, а что хорошо.

Игры, развивающие речь ребенка 2–3 лет: их необходимость, значение, результат

Именно в 2–3 года наблюдается рывок в развитии речи, значит, родителям необходимо помочь ребенку в этом. Для выражения мыслей крохе необходим достаточный словарный запас. Для накопления новых слов нужно называть вслух действия, совершаемые с ребенком. Для крохи также важны правильное дыхание и развитие артикуляционного аппарата. Это поможет с легкостью говорить предложениями.

Многим малышам нравятся считалки, поэтому родителям рекомендуется разучивать их с ребенком регулярно. Также в возрасте двух-трех лет можно загадывать ребенку несложные загадки и находить ответы вместе. Очень удобны загадки, которые составлены в стихотворной форме: тогда малыш не только пытается размышлять, но и приобретает другие навыки. Они помогают развить наблюдательность и воображение малыша.

В возрасте 2–3 года речевые навыки только начинают формироваться. Однако это может произойти и позже. Если у родителей возникают вопросы или переживания, всегда можно получить консультацию у такого специалиста, как логопед.

Кроме вышеперечисленных способов улучшения речи ребенка, родителям необходимо контролировать правильность произношения и ударений в словах. Разговаривая с ребенком такого возраста, нужно избегать сложных, труднопроизносимых слов, спрашивать, понятен ли смысл разговора малышу. Чтобы ребенку хотелось узнавать новое, необходимо проводить интересные и веселые занятия с ним, чаще хвалить и всячески поощрять его.

Так как произношение слов происходит на выдохе, необходимо остановиться на тренировке фаз дыхания. Сделать это с ребенком можно при помощи разнообразных игр. Самая простая из них это «Дудочка» . Нужно просто дать ее ребенку и предложить подуть, предварительно показав, как это делается. Если выбрать красивую дудочку с негромким свистом для своего малыша, это поможет сделать занятия интересными и увлекательными.

Еще одна излюбленная игра малышей – «мыльные пузыри» . Она доставит уйму радости и удовольствия ребенку. Пузыри можно не только выдувать, но и ловить их руками. Очень удобно проводить такую игру во время купания ребенка. Также в ванной можно дуть в обычную соломинку прямо в воду, при этом будут создаваться небольшие волны и брызги. Главное, подобрать правильный размер такой трубочки, чтобы она была не слишком длинной для ребенка.

Простая игра с ватой. Для этого нужно взять маленький кусочек ваты, положить его на стол и попросить ребенка сдувать его. Интереснее всего играть в такую игру вместе. Например, нужно подуть на кусочек с ватой так, чтобы он улетел как можно дальше. В целом, дуть можно на все легкие предметы, главное, чтобы это было забавно и безопасно.

Игры, развивающие логику и мышление ребенка 2–3 лет: их необходимость, значение, результат

Ребенка 2–3 лет можно смело знакомить с математикой, правда, необходим особый подход, малышу должно быть интересно. Для занятий по такой математике нужно запастись различными разноцветными карточками для игр с цифрами или геометрическими фигурами. Существуют даже специальные карточки для девочек или для мальчиков. Ведь мальчика больше привлечет картинка с машинкой или конструктором, а девочку, например, с куклой.

Вообще, чтобы научить ребенка первым цифрам, стоит постоянно считать все предметы, будь то ступени на лестнице или яблоки в тарелке. Совместно с цифрами будет легко объяснять такие понятия, как «много» и «мало». Для развития памяти, логического мышления и внимания лучше всего использовать в занятиях с ребенком разноцветные картонные книги, пазлы и другое. В этом возрасте ребенок уже умеет рисовать, строить из кубиков домики, башенки и выполнять сложные действия, состоящие из нескольких простых.

Для полноценного развития ребенка нужно постоянно разговаривать и объяснять все действия, происходящие с ним.

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет: их необходимость, значение, результат

Что же такое пальчиковые игры? Почему они у всех на слуху? Такие игры помогают развивать мелкую моторику, с их помощью можно с легкостью развеселить малыша, а основываются они на потешках и стихотворениях. Когда в семье есть старшие дети, пальчиковая игра может легко стать их любимым занятием с малышами.

Еще в раннем возрасте необходимо правильно развивать мышцы крохи, особенно на ладошках и пальцах ребенка. Педиатры всего мира советуют проводить пальчиковые игры с детьми, особенно в возрасте от двух до трех лет. В нашей стране самой известной считается пальчиковая игра про сороку-ворону. Любящие родители и бабушки читают ее своим малышам. Ее можно встретить в самых разных вариантах, но чаще всего текст такой: «Сорока-ворона кашу варила, деточек кормила». После перечисляются все детки Сороки-вороны, загибаются пальчики малыша.

Существует огромное количество пальчиковых игр. Самые известные из них это «Пчелки», «Гуси», «Паучки», «Мишка косолапый», «Цветочек» и т.д. Нужно обязательно хвалить ребенка за активность в игре и всячески его поощрять.

Советы педиатров

Родители ответственны за развитие своего малыша и его дальнейшую судьбу. При недостатке подходящего дидактического материала можно найти все необходимое на просторах интернета, а также получить совет от участкового педиатра. Педиатры различных стран мира сходятся во мнении, что период от 2 до 3 лет очень важен в развитии каждого ребенка. Поэтому родителям необходимо приложить максимум усилий для развития своего чада.

При отсутствии информации о занятиях, а также незнании что и как делать, всегда можно проконсультироваться со своим участковым педиатром. Масса информации имеется также в пособиях для родителей, средствах массовой информации, интернете.

Педиатры рекомендуют широко использовать пальчиковые игры, потешки, игры с легким массажем для ребенка. Главная особенность – все игры должны быть безопасными для ребенка, проводиться в проветренном помещении или на свежем воздухе. Также следует избегать информации, наносящей вред маленькому ребенку. Это могут быть неподходящие мультфильмы или фильмы.

Вместо заключения

Специалисты раннего развития ребенка и педиатры рекомендуют именно в период между вторым и третьим годом жизни вплотную заниматься со своим ребенком интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции. В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации. Также в этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с музыкой, математикой и живописью.

Это самый благодарный возраст для новых открытий, ведь ребенок каждый день хочет видеть и узнавать что-то новое. Поэтому обязанностью родителей является дать ему такие эмоции, обеспечить базу для полноценного развития и самовыражения. Если делать все правильно, ребенок получит развитие самостоятельности, интеллекта и осознанности. Хорошо развитый ребенок в будущем лучше учится в школе, легко находит общий язык с другими детьми, имеет разносторонние увлечения. Главное – не упустить время, заниматься с ребенком регулярно. А первые результаты не заставят себя долго ждать. Пусть все получается легко.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию