Когда проблема имеет место

В выполнении логопедических упражнений с ребенком для выработки четкости его речи нуждается все большее число малышей возрастом старше 3 лет. Упражнения направлены на то, чтобы избавить ребенка от речевых нарушений, проявляющиеся в виде дефектов речи, неразборчивого произношения звуков и слогов, затрудненной постановки отдельных звуков и прочего. Кроме того, все эти упражнения можно выполнять не только с логопедом, но и в специальных дошкольных учреждениях, в домашних условиях с родителями.

Когда проблема имеет место

Оценивание качества речи у детей становится актуальным тогда, когда ребенку исполняется 3 года. К этому возрасту у детей с нормальным, правильным психическим развитием словарный запас должен насчитывать уже около тысячи слов, которые кроха уже активно компонует в простые предложения. Да и сама речь должна становиться более внятной, разборчивой, понятной окружающим. Допустимо «проглатывание» некоторых звуков в словах, например, вместо «молоко» ребенок произносит «мооко» и тому подобное.

И все-таки некоторые особо сознательные родители не откладывают имеющуюся проблему в долгий ящик и спешат с малышом на консультацию к логопеду. И это правильно, ведь проблема может заключаться не только физиологическом в «проглатывании» звуков в речи, а и в слишком короткой уздечке, и в задержке речевого развития, и развитии у малыша алалии, дислалии и прочие нарушения.

Но, к счастью, нарушения в развитии речи у детей диагностируются не так часто, поэтому, если ребенку нужно поставить какие-то проблемные звуки, то логопед посоветует специальные логопедические упражнения для выработки у ребенка четкой речи, которые можно выполнять каждый день с малышом в домашних условиях.

Итак, когда ребенку нужна помощь специалиста.

  • если к трем годам у ребенка речевая моторика слабо развита;
  • если в речи у ребенка нечетко звучат гласные звуки;
  • если в речи у ребенка нечетко звучат парные глухие и звонкие согласные звуки (допускается их незначительное смягчение);
  • если речь ребенка скудна, словарный запас недостаточно велик, он предпочитает изъясняться жестами, отдельными мычащими звуками, либо заменяет некоторые слоги в словах «мычанием».

Внимание! Чтобы не упустить момент, рекомендуется придерживаться календаря посещений узкопрофильных специалистов, т.е. своевременно проходить с ребенком медосмотр, чтоб вовремя узнать о наличии проблем и своевременно начать занятия по ее устранению.

Виды речевых дефектов у детей

Логопеды диагностируют у детей дошкольного возраста следующие виды речевых дефектов, которые нуждаются в специальной коррекции.

  1. Нарушение сочленения – это расстройство речи, в котором ребенок испытывает трудности с правильными звуками. Звуки могут быть опущены или неправильно изменены в ходе речи. Ребенок может заменить звуки или добавить звуки неправильные для слов. Маленькие дети обычно проявляют проблемы сочленения, когда они учатся говорить, но они должны «вырасти из этого» к определенному возрасту. Если ошибки сохраняются за стандартным возрастом развития, который варьируется в зависимости от звука, тогда у этого ребенка есть нарушение артикуляции.
  2. Апраксия речи ребенка – это коммуникационное расстройство, влияющее на систему моторного программирования для производства речи. Речевое производство затруднено — особенно с секвенированием и формированием звуков. Ребенок может знать, что он хочет сказать, но есть нарушение в части мозга, которое посылает сигнал мышце для движения, необходимого для создания звука. Это приводит к проблемам с артикуляцией, а также к интонационным и говорящим стрессам и ошибкам ритма.
  3. Синдром хрупкой Х-хромосомы – является наследственным генетическим расстройством, которое считается наиболее распространенной причиной унаследованных умственных нарушений у мальчиков, а также развития у детей аутизма. Диагностика нарушения осуществляется чаще всего сразу после рождения ребенка, в течение первого года жизни симптомы патологии наиболее заметны.
  4. Заикание происходит, когда речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных слогов или букв в словах, продлением звуков и колебаниями или паузой перед речью. Заикание может быть приобретенным, то есть оно возникает во время раннего восприятия речи или приобретается из-за травмы мозга. Никто не знает точных причин заикания у ребенка. Считается, что оно имеет генетическую основу, но прямая связь еще не найдена.Языковые расстройства можно классифицировать тремя различными способами:
    • экспрессивным расстройством языка;
    • восприимчивым языковым расстройством;
    • выраженным-восприимчивым языковым расстройством.

Дети с выраженным языковым расстройством не имеют проблем с созданием звуков или слов, но имеют неспособность получить правильные слова и сформулировать правильные предложения. Дети с восприимчивым языковым расстройством испытывают трудности с пониманием устного и письменного языка. Наконец, дети с выраженным-восприимчивым расстройством языка проявят оба вида симптомов.

Это далеко не все имеющиеся, а только некоторые, из наиболее распространенных нарушений речи у детей. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка расстройство речи, обратитесь к логопеду, чтобы обсудить варианты лечения.

Виды логопедических упражнений

Существует множество причин для работы на логопедических упражнениях дома. Иногда родители не уверены, должен ли их ребенок посещать логопеда и хотели бы сначала поделать логопедические упражнения дома.

Мы составили список упражнений, инструментов и мероприятий, которые бы помогали ребенку развивать речевой аппарат и учиться внятно и четко разговаривать. Каждое упражнение предназначено для привлечения вашего ребенка и стимулирования языка и речи.

Помните, сеансы терапии речевых нарушений, особенно для детей в возрасте до трех лет, должны проходить в форме игры. Ваш ребенок не может плодотворно заниматься, если ему будет казаться, что он находится в формальной учебной среде. Дети должны наслаждаться своей деятельностью, чтобы учиться.

Упражнения от заикания

Выполняя упражнения от заикания, необходимо заботиться о правильном дыхании, т.к. это уже 50 % успеха. Перечень упражнений представляет собой следующие:

  1. Медленное проговаривание стихов и считалок. Чтобы достичь правильного дыхания, нужно расхаживая по комнате на каждый шаг говорить слово или слог из строчек. Кстати, детям, которые страдают от заикания рекомендуется учить как можно больше стихов на память и петь песни. Можно записаться на хоровой кружок.
  2. Попрыгушки. Ребенку будет весело прыгать по комнате на одной ноге и проговаривать на каждый прыжок слоги «тра-та-та», «топ – топ, хлоп – хлоп» и тому подобное.
  3. Упражнение «Дирижер» заключается в одновременном ритмичном размахивании руками и пропевании слов и слогов.

Упражнения для речевой терапии

  1. Зеркальные упражнения. Многие дети с проблемами сочленения не понимают, как правильно артикулировать, чтобы звуки могли правильно звучать. Если делать речевые упражнения перед зеркалом, это может помочь ребенку увидеть, как двигается его рот, губы, когда он произносит особые звуки. Вы можете четко и правильно сформулировать каждый звук, чтобы смоделировать правильное позиционирование для своего ребенка и продемонстрировать различия в зеркале.
  2. Лягушка-прыг скок. Это простая игра, которая поможет вашему ребенку повторить одно и то же слово шесть раз. Выберите несколько слов, на которых вы хотите практиковаться. Слова должны иметь именно те звуки, которые даются ребенку с трудом. Распределите по комнате шесть «островков», это могут быть листы бумаги, подушки, игрушки – словом, что-то такое, что могло бы обозначать «остановку» для ребенка.

    Попросите вашего ребенка прыгнуть или добежать до каждого островка, каждый раз произнося нужное слово. После того, как он прыгнет ко всем островкам и правильно произнесет слово. Вы можете поощрить свою маленькую прыгающую лягушку конфеткой.

  3. В дополнение к тактильной обратной связи логопед может использовать другие упражнения для речевой терапии для артикуляции, чтобы помочь ему произнести определенные звуки. Он может четко сформулировать слово и попросить вашего ребенка повторить его. Повторять слово нужно будет несколько раз, чтобы ребенок мог практиковаться в произношении сложных слов и звуков.
  4. Угадай кто? Это веселая настольная игра, которая помогает детям идентифицировать повседневные предметы, такие как автомобили, животные, продукты или морские существа, словом, все, что угодно. Эта игра не только помогает в решении логопедических проблем, но и способствует надлежащей идентификации личности и навыкам социализации.

Упражнения для улучшения дикции

  1. Нужно встать вертикально, слегка опустить голову вниз и опустить нижнюю челюсть. Челюсть расслабить и начать медленно двигать ею вправо и влево. Лучше выполнять это упражнение перед зеркалом, чтобы видеть, куда двигать челюсть.
  2. Упражнение выполняется стоя, обе руки следует положить на грудь. Теперь набираем в легкие больше воздуха и медленно выдыхаем его произнося нараспев гласные звуки долго и протяжно. Язык при этом совершает повороты от одного уголка рта к другому. Язык долен быть максимально напряженным и вытянутым в трубочку.
  3. Это упражнение аналогично предыдущему, но теперь язык должен скользить по зубам, словно считая их. На каждом зубе следует делать остановку на 5 секунд. Челюсти и губы при этом обязательно должны оставаться неподвижными.

Универсальные упражнения для устранения дефектов речи

  1. Совершать языком колебательные движения вверх-вниз, вправо-влево. В каждом критичном положении задерживать язык минимум на 5 секунд.
  2. Вытягивать язык вперед, стараясь достать им подбородок и нос поочередно.
  3. Широко открыть рот, языком дотянуться до края верхних зубов, рот не закрывать, мысленно досчитать до 10, расслабить мышцы рта. И повторять упражнение не менее 10 раз за подход.
  4. Клацать языком об небо, имитируя лошадку.
  5. Барабанщик. Поочередно произносить согласные звуки Т и Ш, быстро и кратко (Т-Ш-Т-Ш и т.д.)

Кроме этого еще нужно выполнять упражнения с ложкой. Ложкой нужно теребить уздечку под языком, и совершать звуковые выдохи одновременно. Таким образом можно натренировать артикуляционные мышцы, отвечающие за произношение звука Р.

Как правильно заниматься с ребенком

Существуют определенные правила занятий с детьми, которые принесут много пользы от занятий и логопедических упражнений. Если их выполнять, то процесс исправления речевых нарушений будет намного эффективнее. Но если вы будете уделять достаточно внимания малышу с самых пеленок, то формирование речевого аппарата пройдет успешно и быстро.

  1. Говорите медленно, чтобы ребенок мог понять вашу речь. Попробуйте использовать простые слова и обязательно в дружеском тоне. Ваш малыш может понять, что вы говорите, если поговоришь с ней лицом к лицу. Следите за глазами и говорите медленно и терпеливо. Если ребенок повторяет слова неправильно, просто аккуратно повторите слова правильно, поэтому она понимает разницу.
  2. Отключайте внешние раздражители во время занятий и не только. Не включайте телевизор, как только вы возвращаетесь домой или постоянно его используете, когда ваш малыш находится в комнате. Вопреки тому, что вы думаете, телевидение не считается частью деятельности логопедии. Контакт с людьми имеет решающее значение в процессе развития языка.
  3. Играйте с ребенком во время выполнения упражнений. Игра — хороший способ общения с ребенком, помогает создавать двигательные навыки и многое другое. Позвольте вашему малышу рассказать вам, что он делает, чем занят, что его интересует в данный момент. Игра — интересная часть ваших занятий речевой терапией.
  4. Когда вы кормите, купаете малыша или просто проводите вместе время, продолжайте говорить с крохой о том, что вы делаете. Если вы выходите, расскажите о том, куда вы идете с ним на простом языке. Кроха не должен испытывать дефицита общения, это улучшает степень его восприятия. Вы будете поражены количеством вещей, которые крошечный мозг может хранить и выявлять в самые подходящие моменты.

Читайте книги ребенку с самого рождения. Чтение книги с множеством красочных изображений и слов — одна из лучших речевых терапий. Вашему малышу будет интересно рассматривать книжки, картинки, будет сам придумывать истории по увиденным изображениям. Это тоже даст положительные результаты для развития связной и четкой речи.


источник: childage.ru

Ссылка на основную публикацию